?
Развитие теоретико-познавательной концепции А.С. Лаппо-Данилевского Научно-педагогической школой источниковедения
В статье выделены этапы развития теоретико-познавательной концепции А.С. Лаппо-Данилевского Научно-педагогической школой источниковедения. Акцент сделан на дисциплинаризации источниковедения как основы методологии истории Лаппо-Данилевского: составляющая методологии истории – дисциплина/субдисциплина исторической науки – научное направление. В качестве основы трансформации дисциплинарного статуса определено переосмысление объекта источниковедения: исторический источник – система видов исторических источников – эмпирическая реальность исторического мира. Новизна работы, во-первых, в определении хронологических границ этапов дисциплинаризации источниковедения, что дало возможность соотнести этот процесс в советской историографии с развитием европейской исторической науки; во-вторых, в выделении знаковых работ Научно-педагогической школы источниковедения, маркирующих каждый их выделенных этапов процесса дисциплинаризации: учебники источниковедения С.А. Никитина и М.Н. Тихомирова 1940 года, корпус учебных пособий, разрабатывающих отдельные виды исторических источников и видовые методики их анализа (1950–1970‑е гг.), учебное пособие «Источниковедение. История. Теория. Метод. Источники российской истории» (М.: РГГУ, 1998); концепция когнитивной истории О.М. Медушевской (2008), учебное пособие «Источниковедение» (М.: ИД ВШЭ, 2015).