Глава
Эволюция феномена славы-известности: от первобытности до современности
Неравенство и социальное деление в обществе. Понятие неравенства выступает ключевым для анализа социальной структуры общества. Неравенство – многозначное понятие, по одному из определений оно «является результатом такого положения, когда люди, под чьим контролем находятся общественные ценности…, имеют возможности извлекать для себя выгоды» (Смелзер 1994: 280; см. также: Mayer, Buckley 1970; Kinloch 1987). Социологи признают, что неравенство типично если не для каждого, то для большинства обществ (см., например: Davis, Moore 1945: 243). В любом случае в самом эгалитарном обществе есть неравенство, основанное на различиях в физическом облике и возможностях, силе, уме, характере
и т. п.
Монография посвящена проблематике социального расслоения и стратификации. Она подготовлена по результатам социологических исследований в России и Китае и итогам российско-китайской конференции (2010 г.). Актуальность монографии состоит в том, что в ней в сравнительном контексте рассматриваются проблемы социальной интеграции и дезинтеграции и социального расслоения в России и Китае.
Дискуссия о том, что происходит с российскими СМИ и в каком направлении развивается отечественная журналистика, идет практически с самого начала перестройки и участвуют в ней и журналисты, и представители аудитории, и ученые. Суть дискуссии заключается в поиске ответов на вопросы: почему СМИ стали некачественными, бульварными, желтыми, а журналистика - продажной, некомпетентной, сервильной; почему никак не удается добиться того, чтобы пресса была свободной, честной и объективной.
Заседание Никитского клуба «Неравенство и справедливость». Неравенство не вызывает сомнений, прежде всего, как естественное явление в живой и неживой природе. Не вдаваясь в подробности природы справедливости, о её существовании в человеческом обществе говорит хотя бы то, что, не будь чувства справедливости, неравенство осталось бы незамеченным. Впрочем, равенство тоже может стать проблемой для социальной справедливости. Представление в целом о дискуссии дают подзаголовки вступительных докладов. В России неравенство не является социальной проблемой.— «Большинство наших сограждан приняли позицию оправдания существующего порядка вещей системы» (В.Л. Тамбовцев). Неравенство по закону.— «Я буду ссылаться на нормативные документы нашего государства» (С.Г. Кордонский). Неравенство в российском провинциальном обществе.— «Каждый находится в системе приватных социальных отношений, и эта система определяет его положение, где добродетельное воздаяние всегда неравно» (Ю.И. Плюснин).
Настоящая работа посвящена проблеме восприятия гражданами Российской Федерации причин бедности членов российского общества. Исследование представляет собой вариант изучения личностных и социально-демографических характеристик респондентов как детерминант используемых способов атрибуции бедности. В рамках исследования был определен набор причин объяснения бедности, характерных для граждан РФ в целом, и выявлена дифференциация в способах атрибуции, свойственная группам населения, выделенным в соответствии с особенностями субъективных оценок собственного благосостояния. Исследование предоставляет новый взгляд на проблему восприятия механизмов социальной стратификации.
В статье рассматриваются проблемы использования ресурсов Интернета как средство коммуникации некоммерческих организаций (НКО), создаваемых инициативными группами женщин - общественных деятелей. Анализируются проблемы использования Интернет-ресурсов женскими организациями Нижнего Новгорода.
В статье раскрываются особенности дифференциации в научном сообществе в современной России, обсуждаются типы неравенства в науке, намечаются направления государственной научной политики по снижении стратификации в научном сообществе.
В учебном пособии систематически изложены вопросы PR организации, учреждения, освещены цели, технологии этой деятельности, возможности анализа эффективности решения этих задач. В большей степени книга ориентирована на PR в деловой активности и особенно в социально-культурной некоммерческой сфере. В приложениях содержатся материалы и образцы документов, важные для практической организации PR.
Книга может использоваться как для самостоятельного знакомства с PR, так и для преподавания соответствующих курсов.
Территориальное неравенство является не только проблемой, но и фактором развития.
В работе анализируется влияние профессионального разделения труда на общее неравенство в распределении заработков. В отличие от большинства эмпирических исследований, в которых под профессиями понимаются девять чрезвычайно агрегированных профессионально-квалификационных групп, мы проводим наш анализ, выделяя профессии на всех четырех существующих в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) уровнях агрегирования, используя для этого данные Обследования заработных плат по профессиям (ОЗПП) Росстата за 2007 г. «Спуск» на более низкие уровни агрегирования профессиональных групп заставляет серьезно пересмотреть роль профессии в формировании заработных плат. Во-первых, это касается величины вклада профессионального разделения труда в общее неравенство в заработках. Мы показываем, что вклад профессий в неравенство превышает вклад традиционных для российского рынка труда лидеров — регионов и отраслей. Во-вторых, это касается механизмов влияния профессии на заработные платы. Наша работа свидетельствует о том, что в основе этого влияния во многом лежат профессионально-специфические факторы. Например, мы показываем, что профессия является «проводником» влияния изменений в структуре спроса на труд на индивидуальные заработные платы. Кроме того, анализируя формирование заработной платы и неравенства внутри достаточно узких и внутренне однородных профессий, мы показываем, что профессия может рассматриваться как некая «среда», которая трансформирует, усиливая или ослабляя, влияние на заработную плату многих наблюдаемых и ненаблюдаемых зарплатообразующих факторов.
В последние годы изучение и понимание взаимоотношений медиа и политики становится все более необходимыми, а обращение политиков к медийной логике, вследствие которой формируется повестка дня, становится источником управления этими взаимоотношениями. И хотя традиционные черты политических кампании еще сохраняются, а коммуникации осуществляются посредством личного контакта, политики, тем не менее, все чаще обращаются к медийным способам формирования общественного мнения (Беннет и Энтман, 2001). В этой связи все больше исследователей приходит к выводу о том, что политические изменения, которые провозгласили слабость национализма в современных демократиях и отказ от партийной политики, стали и следствием, и причиной возросшего влияния медиа, и одновременно с этим они (политические изменения) являются адаптивными механизмами для государства и демократии.