• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Просоциальное и антисоциальное в Я-концепции подростков с девиантным поведением

С. 43-44.
Ясная В. А.

Подростковый возраст - время становления Я-концепции и кризиса идентичности. У подростков с девиантным поведением кризис идентичности протекает особенно остро, что, на наш взгляд, является одной из причин девиаций в поведении. Установки относительно собственного Я определяют поведение подростка, в частности, в ситуациях выбора между асоциальным и социально одобряемым действием. Одной из задач психологической работы с девиантными подростками мы видим формирование устойчивой социально направленной идентичности.

В исследовании мы опирались на концепцию возможных Я Х.Маркус (Markus, 1986) и подход Э.Эриксона и его последователей Дж.Марсиа (Marcia, 1993) и В.Р.Орестовой (Орестова, 2001). Мы рассматривали Я-концепцию и идентичность как представления человека о своем актуальном и возможных Я, в том числе о своих качествах, целях и желаниях. В понятие Я-концепции мы включили и отраженную самооценку (представления человека о том, как его воспринимают другие).