• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Глава

Бог как имманентное и трансцендентное в философской теологии Пауля Тиллиха

Исследование посвящено одной из ключевых тем творчества выдающегося немецко-американского философа и теолога Пауля Тиллиха (1886-1965) – пониманию Бога как имманентного и трансцендентного, а также проявившейся с особой остротой в ХХ веке проблеме взаимоотношения философии и теологии, заставившей обратиться к истокам Западной цивилизации, заново помыслить её двойную принадлежность к «истинному бытию» Парменида и Гераклита и открывающему себя Богу Моисея, Пророков и Христа. В ходе исследования автор также стремится отследить, какие философские и теологические традиции продолжает Тиллих и что нового он вносит в традицию. Ключ к овсей доктрине Тиллиха – как его философии, так и теологии – это учение о Бытии. Он стремился открыть новые пути в онтологии в духе Платона, Аврелия Августина и Хайдеггера с одной стороны, а также Фихте, позднего Шелинга и Гегеля – с другой. Несмотря на такую мощную “встроенность” в философскую и теологическую традиции, многие исследователи и теологи (и первый из них – “неоортодокс“ Карл Барт) считали Тиллиха “еретиком” в теологии и полагали, что его учение заключает в себе внеконфессиональные и даже внерелигиозные толкования Писания и Предания. И причина здесь, скорее всего, в его учении о Бытии, в его понимании Бога как Бытия (Самого-Бытия), имманентного и вместе с тем трансцендентного. Автор исследования пытается разобраться в этой проблеме.