Книга
A look into the future: scenarios for Asia and Russia in Asia in the next 20 years
This report outlines a number of scenarios for the paths Asia may take in the next 20 years, and what the choice of each of these paths will mean for Russia and its role in Asian affairs. These scenarios do not attempt to make an accurate prediction for specifi c events based on linear projection of current events. Rather, they pursue three goals.
Статья посвящена исследованию вопросов российской историографии взаимодействия России и Китая в гуманитарной сфере в начале XXI века. В работе рассмотрены результаты и особенности анализа отечественными учеными концептуальных основ контактов двух стран и культур в данной области, ключевых направлений их развития на национальном и региональном уровнях, значимых итогов, достигнутых к началу 2010-х гг., роли официальной и «общественной» дипломатии в укреплении двусторонних гуманитарных связей, а также специфики взаимоперцепции и взаимовлияния двух культур. Предпринята попытка выявить новые черты и тенденции в динамично формирующейся сфере исследования социально-культурных контактов России и Китая в современной российской науке.
Сборник научных трудов содержит статьи, посвященные анализу различных аспектов отношений России и Монголии в конце XIX-начале ХХ веков - торгово-экономического, политического, социального, религиозного и культурного. Рассматриваются исторические события, повлиявшие на отношения между двумя странами.
В данной работе в научный оборот вводится ряд ранее не публиковавшихся архивных документов (Архив внешней политики Российской империи, АВПРИ), относящихся к вопросам функционирования консульской системы России в Монголии и Китае и международных взаимодействий в Монголии в первой половине 1900-х гг. Публикуемые документы содержат некоторые малоизвестные или неизвестные данные о деятельности императорского российского генерального консульства в столице Монголии - Урге в 1900-1903 годах, развитии российско-монгольско-китайских отношений, а также о политических и социально-экономических процессах в Монголии в указанный период.
В статье рассматриваются возможности, которые открываются перед Россией в связи с запуском Ки- таем проекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Вопреки распространенному мнению, ЭПШП – это не просто транспортно-логистическая инициатива, имеющая целью обеспечить поставки китайских товаров в Европу. Это комплексный проект ускоренного развития стран Центральной Азии, являющийся реакцией Китая на экономико-политические процессы как внутри страны, так и в Азиатско- Тихоокеанском регионе в целом: замедление экономического роста и трансформацию модели социально- экономического развития, дивергенцию уровня доходов, усиление присутствия США в Азии, складывание новой схемы регионального разделения труда и т.д. В основе ЭПШП лежит желание Китая выстроить устойчивые региональные цепочки добавлен- ной стоимости, перенести трудоемкие и экологически неблагополучные производства за пределы страны, дать толчок развитию северо-западных провинций, в том числе для поддержки политической стабильно- сти в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, а также обеспечить заказами китайские строительные компании. Транзит товаров выступает лишь второстепенной целью, причем обусловлен он не коммер- ческой привлекательностью сухопутных маршрутов, а желанием диверсифицировать риски экспортных поставок в условиях обострения военно-политической обстановки на морях. Совместное заявление России и Китая о сопряжении Евразийского экономического союза и ЭПШП, подписанное 8 мая 2015 г., снимает вопрос о якобы конкуренции двух форматов сотрудничества в Цен- тральной Азии. ЕАЭС и ЭПШП – взаимодополняющие проекты. Первый имеет целью очертить инсти- туциональные рамки сотрудничества государств региона, а второй способен обеспечить инвестиционные ресурсы для их развития. Россия может извлечь ряд выгод от участия в реализации проекта ЭПШП. Во-первых, он создаст возможности для интеграции российской транспортной системы в транспортно-логистическую сеть Ев- разийского региона, тем самым обеспечив дополнительные предпосылки как для транзита и предоставле- ния сопутствующих логистических услуг, так и для выхода на растущие рынки стран региона. Во-вторых, ЭПШП будет способствовать укреплению промышленной кооперации между соседствующими странами, создаст возможности для формирования нескольких новых экономических производственных кластеров. В-третьих, ЕАЭС и ЭПШП могут стать ядром более амбициозного проекта сотрудничества в Большой Евразии, которая может превратиться в новый центр экономического развития глобального уровня.
В сборник вошли статьи ведущих российских специалистов в области истории российско-монгольских отношений. Тематика исследований в рамках данного сборника научных трудов охватывает проблемы политических, торгово-экономических, социально-культурных контактов России и Монголии в первой четверти ХХ века.
В данной работе на основе широкого круга неопубликованных и опубликованных источников анализируется роль, которую сыграли консульства России в Западной Монголии в урегулировании монгольско-китайского конфликта в 1910-х гг., в том числе в переговорном и миротворческом процессах, организации материального и военно-технического содействия монгольским силам, а также в постконфликтном урегулировании и налаживании управления страной после подписания Кяхтинского соглашения 1915 г. Исследование способствует выявлению исторического значения деятельности российских дипломатов в Западной Монголии не только в области защиты политико-стратегических интересов России, но и в сфере обеспечения международной безопасности на локальном и региональном уровнях в изучаемый период, их вклад в дело российско-монгольского сближения и решение проблемы национального самоопределения монголов.
С осени 2012 г. выстраивание водно-энергетического баланса в Средней Азии впервые за весь постсоветский период получило интенсивное развитее. Безусловно, целый ряд шагов предпринимался в течение прошедших 20 лет. Но только сейчас диалог по-настоящему преодолел уровень пяти среднеазиатских республик. В статье рассматривается эволюция статус-кво Средней Азии под воздействием целого ряда событий и тенденций и новая роль региональных гегемонов, России и Китая в урегулировании кризиса, также анализируется влияние Ирана. Проводится анализ экономического влияния России и Китая в регионе, сравниваются политики в отношении государств, расположенных в верховьях рек и низинных государств-энергеоэкспортеров. В статье также рассматривается, как именно Россия и Китай могут участвовать в урегулировании водной проблемы, с какими ограничениями они при этом сталкиваются. В результате удается доказать, что влияние двух гегемонов преимущественно комплементарное, за счет разделения экономических гарантий и гарантий безопасности. Влияние Ирана охватывает только Таджикистан и Туркменистан, но это значительно расширяет традиционную повестку для всего региона.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.