Книга
Философские проблемы биологии и медицины
В сборнике представлены тезисы докладов и сообщений участников седьмой ежегодной научно-практической конференции "Философские проблемы биологии и медицины: естественнонаучный и гуманитарный полилог" (Москва, октябрь 2013)
Один из новейших трендов в развитии неклассической эпистемологии и когнитивной науки основывается на достижениях когнитивной биологии. Последняя олицетворяет сближение когнитивных наук (cognitive sciences) и наук о жизни (life sciences). Именно на этой основе осуществляется кросс-дисциплинарная интеграция понятий, которая включает в себя исследование генетических компонентов культурных изменений и обратного влияния культуры на гены (теория генно-культурной коэволюции или теория двойного наследования), эволюции и развития, т.е. исследование взаимосвязи между эволюцией и развитием, между филогенезом и онтогенезом, между живым организмом и окружающей его средой, что обозначается ныне как eco-evo-devo-perspective. Биологическая эволюция понимается как часть глобального (универсального) эволюционного процесса, так называемой Big History. Именно по этому пути развивается сегодня эволюционная эпистемология, одна из версий натуралистической эпистемологии: в ней успешно применяются методы анализа сложных адаптивных систем, нелинейной динамики, когнитивных наук, в первую очередь когнитивной биологии и когнитивной психологии.

Рассматриваются ключевые характеристики экологического эволюционизма, фундаментальная интеграция идей эволюции и экологии. Демонстрируются эвристические и интегративные возможности эволюционного мышления, связанного с идеями экологии, и экологического мышления, исходно базирующегося на теории биологической эволюции, дополненной генетикой. Предполагается, что эволюционное мышление сегодня выходит далеко за пределы эволюции живых систем и опирается на более универсальные представления – понимание закономерностей эволюции и коэволюции сложных нелинейных систем, нелинейную динамику, синергетику, науку о сетях (Network Science), глобальный (или универсальный) эволюционизм, так называемую Большую историю (Big History). В то же время и экология как наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ с окружающей средой выходит далеко за пределы своих первоначальных рамок биологического знания. Экологический подход оказывается перспективным в социальных и гуманитарных исследованиях. Говорят об экологии действия, экологии разума, экологии жизни, познания и творчества, экологии мысли и слова, экологии идей, экологии коммуникации и экологии управления.
В последние годы и десятилетия в науке получили развитие две тенденции. Суть первой из них заключается в возрастании степени специализации и, соответственно, во все большем субдисциплинарном дроблении научных направлений. А вторая проявляется во все более активном взаимодействии между различными научными дисциплинами, направлениями и школами. Несмотря на контраст и кажущуюся противоположность этих тенденций, они вполне естественно сливаются при возникновении новых исследовательских областей за счет взаимодействия уже существующих. Не будет преувеличением сказать, что именно подобное взаимодействие сложившихся направлений исследований порождает новые научные области. Однако само по себе пересечение отдельных наук не гарантирует их автоматической интеграции и преодоления дисциплинарных границ. Оно может вести лишь к формированию новых составных субдисциплин.
Для эффективной интеграции научных направлений необходимо складывание устойчивых и действенных механизмов трансдисциплинарного взаимодействия. Задача определения принципов складывания такого рода интерфейсов, как актуальных, так и потенциальных, решается в рамках стартовавшего в 2017 г. проекта «Трансфер знаний и конвергенция методологических традиций: Опыт междисциплинарной интеграции политических, биологических и лингвистических исследований». Проект проводится при поддержке Российского научного фонда.
В рамках проекта удалось собрать уникальный коллектив исследователей очень разных областей знания и за счет этого проблематизировать задачу поиска путей междисциплинарной интеграции не только в теоретической, но и в сугубо практической плоскости. Тем интереснее обратить внимание на области пересечения, которые, при всей разнородности состава участников, удалось найти уже в первый год проекта.
Одна из этих областей связана с общеэволюционной проблематикой устойчивых «строительных блоков» – стабильных семиотических комплексов, обеспечивающих в процессе эволюционного развития сохранность и передачу информации об эффективных функциональных модулях. Образы в культуре (они же – мемы) в этом контексте могут рассматриваться как один из частных случаев такого рода «строительных блоков». Сюжеты, обсуждаемые в этом разделе, во многом продолжаются и в других главах ежегодника, особенно в рубрике об «образах эволюции».
В статье рассматриваются особенности феномена трансдисциплинарности в современной науке и его отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. Изучаются методологические принципы трансдисциплинарных исследований и основанные на этих принципах новые возможности синтеза научного знания. В качестве наиболее значимых областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (theory of complexity), исследования будущего (futures studies), когнитивная наука (cognitive science) и связанная с когнитивной биологией eco-evo-devo-perspective. Показывается, что именно трансдисциплинарные исследования, судя по всему, определят облик науки в среднесрочном будущем.
Рассматриваемая статья С.Дж. Гулда и Р.Ч. Левонтина является одной из ключевых как для споров об эволюционной теории, так и для критики социобиологии. Рефлексия философии биологии, спровоцированная Гулдом и Левонтином, позволяет прояснить связь адаптационистской программы с биологическим редукционизмом.
Данная коллективная монография является первым изданием в России, которое посвящено осмыслению нового для развития современной науки и культуры феномена трансдисциплинарности. Трансдисциплинарность в книге рассмотрена в широком научном и философском контекстах с точки зрения трансформаций ценностных и этических приоритетов в способах познания и решений практических задач, стилях мышления, позиционирующих исследователя и когнитивные сообщества, их отношения с обществом и культурой в целом по линии оценки риска и ответственности за результаты научных исследований не только сегодня, но и в ретроспективе прошлого и перспективе будущего. В книге принимают участие отечественные и зарубежные ученые, уже не первый год занимающиеся междисциплинарной и трансдисциплинарной проблематикой, представляющие свои размышления, которые еще не нашли сколько-нибудь полного отражения в современной отечественной литературе. Целью издания является знакомство широкого крута читателей с новым для науки и культуры феноменом трансдисциплинарности, его трактовкой в мировой научной мысли, последствиями экспансии этого феномена, а также консолидация усилий по дальнейшему развитию трансдисциплинарных исследований в контексте множественности подходов к его интерпретации, анализа реальных проблем как в аспекте методологии, так по предмету исследования,— проблем, которые возникают, как правило, при рассмотрении сложных, становящихся явлений на границе компетенций естественнонаучного и социогуманитарного знания. В книге намечается перспектива дальнейших исследований трансдисциплинарного подхода, его эвристического потенциала и возможных пределов применения.
Наука сегодня развивается, порождая все более сложные трансдисциплинарные комплексы знаний. Часто именно на трансдисциплинарных полях исследований осуществляется конструктивный диалог между специалистами разных дисциплин, рождается новое знание, происходят прорывы в понимании мира. В статье рассматриваются особенности трансдисциплинарности, ее отличие от междисциплинарности и полидисциплинарности. В качестве бурно развивающихся областей современных трансдисциплинарных исследований рассматриваются теория сложности (синергетика), исследования будущего (futures studies) и когнитивная наука. Показывается, что именно трансдисциплинарные исследования, по-видимому, определят облик науки в среднесрочном будущем.
Показано взаимовлияние наук о жизни и системы современной культуры и философии. Анализ крупнейших открытий в науках о жизни последних лет дал возможность показать их вклад в формирование современной научной картины мира, изменение стиля мышления, трансформацию методологических и этических аспектов современной культуры, что приводит не только к онтологической новизне, но и к смене ценностных приоритетов и деятельностных установок научного исследования наших дней. Это свидетельствует о нарастающей актуальности философско-рефлексивного анализа процессов, тенденций и закономерностей в современном комплексе наук о жизни.
Проведен поиск путей формирования новой парадигматики в современном биологическом познании с учетом как философско-методологической, так и социально-культурной составляющей функционирования современных наук о жизни, а также анализ влияния общих схем и подходов, существующих в современных науках о жизни, на процесс познания в других научных дисциплинах и философских исследованиях
Проанализирован вклад наук о жизни в переосмысление современной философии. Намечены и обсуждены основные направления трансформации философских принципов под воздействием открытий современной биологии
Проведен анализ современной информационной среды с точки зрения экосистемного подхода, являющегося частью современной научной картины мира. В рамках этого подхода информационная среда рассматривается как часть экосистемы, в центре которой находится человек – антропоэкосистемы. Сделан вывод о том, что экосистемная теория эволюции позволяет по-новому взглянуть на проблему адаптации и эволюции человека в информационной среде
В статье рассматриваются взгляды Л.Н. Толстого в качестве не только яркого представителя, но и завершителя эпохи Просвещения. Сопоставление его идей с философией Спинозы и Дидро позволяет прояснить некоторые аспекты произошедшего в этом завершении перехода к уникальному толстовскому религиозно-философскому учению. Специальному анализу подверглись общие и специфические черты трех философов. Особое внимание уделено способу мышления, представленному в учении Толстого, Спинозы и Дидро, их отношению к науке, специфике их мировоззрения. Важным аспектом понимания стало раскрытие противоречия между образом мыслей и образом жизни трех философов. Исследована природа творческого мышления в их философии. У Дидро она описана через концепт парадоксализма, у Спинозы – через понятие целостности, у Толстого – через метод сцепления, обнаруженный им в литературном творчестве. Если для европейских просветителей образ мышления напрямую связан с природой человека, представленный как единство natura naturans и natura naturata, то для Толстого важнее всего некое априорное чувство жизни, пропитанное верой в Бога и инстинктом самоотдачи – любви к Высшему и другим людям. Метод сцепления уводит Толстого от прямого продолжения просветительских идей, делая значимым обращении не только к разуму, но и к творческой интуиции. Показан переход Толстого от рационального восприятия жизни к ее религиозным и экзистенциальным основаниям. Толстой постепенно уходит от идеи природного человека к идее человека, живущего по заповедям Христа. Показано, что начав с просветительского мировоззрения, Толстой заканчивает созданием религиозно-философского учения, характерного для начала ХХ века.
Материалы ежегодного международного научного форума, посвященного актуальным проблемам гуманитаристики.
This important new book offers the first full-length interpretation of the thought of Martin Heidegger with respect to irony. In a radical reading of Heidegger's major works (from Being and Time through the ‘Rector's Address' and the ‘Letter on Humanism' to ‘The Origin of the Work of Art' and the Spiegel interview), Andrew Haas does not claim that Heidegger is simply being ironic. Rather he argues that Heidegger's writings make such an interpretation possible - perhaps even necessary.
Heidegger begins Being and Time with a quote from Plato, a thinker famous for his insistence upon Socratic irony. The Irony of Heidegger takes seriously the apparently curious decision to introduce the threat of irony even as philosophy begins in earnest to raise the question of the meaning of being. Through a detailed and thorough reading of Heidegger's major texts and the fundamental questions they raise, Haas reveals that one of the most important philosophers of the 20th century can be read with as much irony as earnestness. The Irony of Heidegger attempts to show that the essence of this irony lies in uncertainty, and that the entire project of onto-heno-chrono-phenomenology, therefore needs to be called into question.
Статья посвящена концепциям техники в творчестве братьев Эрнста и Фридриха Георга Юнгеров. Проблема взаимосвязи техники и свободы рассматривается в широком контексте немецкой критики культуры начала XX в. и дискуссии о технократии до и после Второй мировой войны.
В сборнике представлены труды секции "Востоковедение" XLIII Международной научной студенческой конференции «Студент и научно-технический прогресс», состоявшейся в Новосибирском государственном университете в 2005 г.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.