• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 11 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Горбунова Е. В. Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 48-64.

В работе рассматривается адаптация студентов к вузовской среде. Для анализа используются материалы опросов «Мониторинга студенческой жизни», проведённых Центром внутреннего мониторинга Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в ноябре 2011 г. и апреле 2012 г. среди студентов НИУ ВШЭ в Москве. Отмечается, что к третьему курсу студенты адаптируются к стрессу, вызываемому учебной нагрузкой, приспосабливаются к новому социальному окружению (вливаются в студенческую жизнь, пользуются авторитетом у одногруппников). Однако в то же время наблюдается разочарование студентов как в возможностях реализации собственных способностей в вузе, так и в ожиданиях от вуза, что отражается на снижении мотивации к обучению и нарастающем чувстве отчуждения от университета (не ощущают себя частью коллектива, никто не может помочь с разрешением проблем в университете). Результаты могут представлять интерес для исследователей высшего образования, а также руководителей университетов.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Горбунова Е. В., Кондратьева О. С. Universitas. 2013. Т. 1. № 3. С. 48-69.

Работа посвящена изучению факторов, обусловливающих различия между юношами и девушками в доле выбывающих из вуза в течение первых двух лет обучения. Анализ проводится на основе административных данных двух российских университетов и восьми американских четырехлетних колледжей штата Огайо, содержащих детальную информацию об учебных траекториях студентов. В результате исследования было обнаружено, что более низкий уровень отчисления девушек вроссийских вузах объясняется их более высокой успеваемостью и гендерной сегрегацией по специальностям обучения. В вузах Огайо в целом не наблюдается различий в выбытии юношей и девушек в течение двух с половиной лет обучения, однако вгруппах студентов со средним и высоким уровнями успеваемости девушки чаще выбывают из вуза. Несмотря на то что американские девушки также отличаются более высокой успеваемостью и склонностью к выбору гуманитарных и социальных направлений обучения, этот фактор играет меньшую роль в объяснении их выбытия, чем в российских вузах.

Добавлено: 27 января 2014
Статья
Горбунова Е. В. Universitas. 2013. Т. 1. № 2. С. 59-84.

В данной работе предлагается концептуальная модель объяснения выбытия студентов из вуза через рассмотрение их адаптации к университету, академической успеваемости и удовлетворённости обучением. Модель предполагает выделениедвух типов адаптации — академической и социальной. Тестирование концептуальной модели осуществлялось на базе опроса студентов первого курса бакалавриата НИУ ВШЭ с помощью использования методологии моделирования структурными уравнениями (Structural Equation Modeling, SEM). Результаты исследования требуют обсуждения и проверки в рамках изучения адаптации в других российских вузах.

Добавлено: 10 сентября 2013
Статья
Малошонок Н. Г. Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 23-47.

В статье описывается исследование студенческой вовлечённости в учебный процесс в одном из элитных российских вузов — Национальном исследовательском университете Высшая школа экономики. В работе приведены результаты анализа данных двух волн массового опроса студентов в 2011 и 2012 гг., описаны изменения отношения студентов к учебному процессу, связанные с особенностями институциональных условий, а также возникающие при переходе студентов на следующий курс обучения.

Добавлено: 31 мая 2013
Статья
Дрожжина Д. С. Universitas. 2013. Т. 1. № №3. С. 33-47.

Перед российскими вузами в настоящее время стоит амбициозная задача — выйти в международное образовательное пространство и прочно утвердиться в нем. Неразрывно с поставленной целью тесно связана задача по привлечению иностранных студентов для обучения в России. Возрастающий интерес к иностранным студентам в последние годы вызвал всплеск количественных исследований, посвященных изучению проблем их адаптации. В данной статье поднимается вопрос о методологической составляющей проводимых исследований. Рассмотрены достоинства и недостатки существующих отечественных количественных исследований. На примере кейса Томского политехнического университета проанализированы особенности качественного подхода к изучению иностранного студенчества и представлены перспективы использования качественной методологии.

Добавлено: 14 января 2014
Статья
Щеглова И. А. Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 65-74.

В современном мире способность институтов высшего образования выживать и развиваться отчасти связана с тем, насколько конкретные вузы обладают знания- ми и информацией касательно образовательной среды, поведения абитуриентов / студентов, а также с тем, насколько они могут влиять на решения потребителей образовательных услуг при помощи правильной маркетинговой политики. Данная статья представляет наиболее эффективные источники информации, ко- торыми преимущественно пользуются абитуриенты при выборе места обучения и с помощью которых можно эффективно воздействовать на выбор образователь- ной карьеры. В статье делается акцент на установлении взаимосвязи между удов- летворенностью обучением и информацией, приобретаемой абитуриентом перед поступлением.

Добавлено: 15 ноября 2016
Статья
Груздев И. А. Universitas. 2013. Т. 1. № 1. С. 11-22.

Статья представляет собой обзор опыта проведения онлайн-опросов в университете Центром внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ. В работе даётся описание используемой процедуры анкетирования в электронном формате, рассматриваются основные преимущества применения онлайн-опросов для внутренних университетских исследований, а также обсуждается ряд новых вызовов, которые ставит переход к онлайн-методам перед исследователями. В частности, обсуждаются проблемы выборки, измерения, неответов и ошибки валидации.    

Добавлено: 23 июля 2013
Статья
Семенова Т. В. Universitas. 2013. Т. 1. № 3.

В данной работе представлен обзор истории и опыта проведения межвузовских исследований, а также предложена классификация функций совместных исследовательских проектов. Проведение межвузовских исследований обусловлено усложнением системы высшего образования и современными тенденциями в нем, такими как массовизация, интернационализация и рост конкуренции между учебными заведениями. Отмечается, что подобные обследования имеют как свои преимущества, связанные с предоставлением руководству вузов и общественности актуальных данных, так и ограничения, вызванные методическими причинами. В результате анализа имеющейся литературы по качеству сравнительных институциональных данных, автор приходит к выводу о том, что, несмотря на высокую полезность подобных проектов, необходимо критически подходить к получаемым выводам

Добавлено: 25 декабря 2013
Статья
Груздев И. А. Universitas. 2013. Т. 1. № 2. С. 45-58.

Тема отсева студентов достаточно скудно представлена в российских исследовательских работах, посвящённых высшему образованию. Что касается зарубежных исследований, то в большинстве из них досрочное выбытие учащихся из университета изучается через характеристики самих студентов, в то время как роль преподавателей в процессе отсева остается без внимания. В статье представлена перспектива исследования отсева студентов, фокусирующая внимание на деятельности преподавателей. На основе анализа интервью, проведённых в четырёх российских вузах, рассматриваются способы формирования норм, на которые ориентируются преподаватели в ходе оценивания студентов, а также предлагается типология ролей преподавателей в процессе контроля знаний студентов.

Добавлено: 30 июля 2013
Статья
Чириков И. С. Universitas. 2013. Т. 1. № 3. С. 20-32.
В статье представлен обзор методических особенностей реализации сравнительных институциональных исследований, которые предполагают проведение межвузовских опросов студентов. На примере кейсов из релевантной литературы и реализованных исследовательских проектов показаны возможные организационные модели сравнительных институциональных исследований, особенности выбора объекта (вуза или образовательной программы) для сравнения, а также требования к инструментарию в такого рода проектах.    
Добавлено: 13 января 2014
Статья
Малошонок Н. Г., Терентьев Е. А. Universitas. 2013. Т. 1. № 2. С. 20-44.

В статье предпринимается попытка дать ответ на вопрос «Влияет ли определённый способ представления вопроса в онлайн-исследованиях на ответы респондентов?», с помощью описания результатов методического эксперимента. Экспериментальными факторами исследования выступали разные форматы оценочных вопросов и способы их визуализации. Эксперимент был реализован на двух выборках объёмом 342 и 585 респондентов, состоящих из студентов и выпускников российских вузов. Результаты эксперимента показывают, что в ответах на большинство вопросов не наблюдается статистически значимых различий в зависимости от формата или визуального представления оценочного вопроса.

Добавлено: 31 мая 2013