• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Академическая профессия в сравнительной перспективе: 1992–2012

Форсайт. 2013. Т. 7. № 3. С. 38-47.

За последние два десятилетия сфера высшего образования в России претерпела радикальные институциональные перемены, затронувшие, в частности, академическую профессию. В статье обсуждается динамика ряда ключевых показателей, характеризующая эти процессы. На основании данных двух сопоставительных международных исследований академической профессии, проведенных в 1992 и 2012 гг. соответственно, изучаются изменения индикаторов, связанных с предпочтениями и представлениями российских университетских преподавателей: приоритеты в области преподавания и исследовательской деятельности; роль различных факторов в принятии решений в пользу ухода либо продолжения работы в вузе; взгляды на то, кто оценивает преподавательскую и исследовательскую работу; мнения преподавателей по поводу карьерных перспектив в их дисциплинарной области и др. Особое внимание уделено восприятию преподавателями своей роли в принятии решений в университете, низкая динамика характеристик которого свидетельствует об относительной стабильности моделей управления, сложившихся в современных российских вузах. Вместе с тем она не дает оснований говорить о переходе последних в сторону модели академического самоуправления. Авторы приходят к выводу, что базовые установки преподавателей университетов во многом остались прежними, но изменилось восприятие самой миссии системы высшего образования. Если раньше стояла задача подготовить студентов к успешной профессиональной карьере, то теперь приоритетом видится усиление конкурентного потенциала страны на международном уровне. Однако вряд ли сегодня можно говорить о готовности вузов соответствовать новой миссии.