• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Программа курса «Социальная политика»

Необходимость преподавания курса «Социальная политика» в высших учебных заведениях России обусловлена многими причинами, среди которых социально-экономическая ситуация в стране, характер развития современного российского общества, его институциональная структура, специфика социальных процессов и многое другое, что определяет современную общественную ситуацию. Преподавание данной дисциплины в России находится еще в стадии становления, в то время как во многих западных университетах курс «Социальная политика» преподается на протяжении достаточно длительного времени, входит во многие образовательные программы, а также обеспечен учебной и учебно-методической литературой. Вниманию читателей предлагается пилотная программа курса «Социальная политика», подготовленная сотрудниками Государственного университета — Высшей школы экономики профессором кафедры социально-экономических систем и социальной политики, д.ф.н. Т. Сидориной и директором Института социальной политики и социально-экономических программ д.э.н. С. Смирновым. На основе этой программы ее авторами в настоящее время в рамках проекта Национального фонда подготовки кадров (НФПК) Инновационный проект развития образования программы «Поддержка инноваций в высшем образовании (совершенствование социально-экономического образования в вузах)» готовится учебник «Социальная политика». Предполагается, что курс будет изучаться студентами старших курсов бакалавриата. Публикуемая программа, конечно, не может рассматриваться в качестве стабильной — в процессе написания учебника авторы постоянно решают проблемы, связанные с расширением одних разделов курса и сокращением других. Тем не менее авторы пытаются следовать трем принципам, которыми они руководствовались, начиная эту работу: 1) рассказать студенту о социальной политике как о научной дисциплине в контексте исторической эволюции представлений общества о социальном прогрессе; 2) содействовать формированию у студента «социального» взгляда на экономику; 3) «привязать» теоретические и методические разделы курса к специфике современной России. Авторы надеются на получение замечаний и предложений от заинтересованных преподавателей вузов, которые способствовали бы улучшению программы курса «Социальная политика». Авторы хотели бы выразить свою признательность заведующему кафедрой социально-экономических систем и социальной политики Государственного университета — Высшей школы экономики д.и.н. О.И. Шкаратану, который вдохновил их на подготовку методического обеспечения курса «Социальная политика».