Статья
Современные служебные конфликты: социально-психологический аспект
В статье анализируются факторы, которые могут порождать в организациях конфликтные ситуации. Приведены результаты исследования взаимосвязи между параметрами организационной культуры и уровнем конфликтности. Даны рекомендации по профилактике служебных конфликтов в организации.
В статье на основе сравнения зарубежной и российской практики рассматриваются ключевые проблемы взаимодействия пациентских общественных организаций, государства и коммерческого сектора. В рамках реформирования системы здравоохранения существует потребность в выработке правового механизма вовлечения обществ пациентов в процессы принятия государственных решений, связанных с обеспечением их прав. Наделение пациентских организаций особыми полномочиями требует решения вопроса об уменьшении их ангажированности со стороны спонсоров – фармацевтических компаний, использующих общества пациентов для решения своих маркетинговых задач и давления на правительства по вопросам закупки лекарственных средств.
В данной статье внимание сфокусировано на таком аспекте формирования университетской корпоративности, как каналы рекрутирования и способы воспитания студентов в российских императорских университетах первой половины XIX века. Исследование проведено на архивах Казанского, Московского, Харьковского университетов и Министерства народного просвещения с привлечением опубликованных мемуаров. Авторы определили меняющиеся критерии отбора абитуриентов, оценки знаний и поведения студентов, их наказания и поощрения. Благодаря этому выявились дидактические идеалы профессоров, их воззрения на цели университетского образования, видение ими собственной социальной миссии.
Данная статья посвящена анализу и этимологии понятия «корпоративная культура» в ее мотивационном аспекте. Статья включает комплекс предложений по формированию и стимулированию развития эффективной культуры организации с применением элементов мотивационных воздействий, дополняющий теоретическую и методическую базу для решения проблемы совершенствования системы управления персоналом организации.
Фирменный стиль рассматривается как интегративное выражение корпоративной культуры компании, особый ее язык. Он способствует отправлению корпоративной культурой двух ее важнейших функций – адаптации и интеграции, тем самым становясь специфической управленческой практикой современных компаний.
II Международная научно-практическая конференция «Экономическая психология: современные проблемы и перспективы развития» посвящена продвижению экономической психологии в России и является традиционной для Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. В опубликованных материалах рассматриваются актуальные проблемы российской экономической психологии.
В монографии освещены такие вопросы, как различия между концепциями организационной и корпоративной культур, влияние социокультурной среды на объект управления, предложена модель организационной культуры с учетом социокультурной среды.
Управление сотрудниками без сопротивления и бегства из компании возможно, если учитывать такое явление, как ценностное давление. Особенности его расчета и учета при формировании корпоративной культуры подробно рассмотрены в третьей главе.
Влияние организационной культуры на поведение сотрудников рассмотрено на примере студентов двух экономических университетов г. Санкт-Петербурга.
Для построения коммуникаций с персоналом компании PR-специалисты могут использовать корпоративный фирменный стиль, который позволяет качественно реализовывать весь спектр регулятивных функций корпоративной культуры для решения задач, стоящих перед компанией на рынках товаров/услуг и труда.
В статье рассматривается перспектива разработки мотивационной тематики в социально-экономических исследованиях и управленческой практике. Выявляются некоторые аспекты использования заемного труд а как ограничения разработки мотивационной тематики. В качестве перспективного направления развития указанной тематики предлагается социокультурный подход как основа согласования ценностей персонала и менеджмента.
Время расцвета корпоративных культур средневековых цехов - это время зарождения фирменного стиля современных компаний. Средневековая корпоративная эстетика как код корпоративной культуры придает неповторимый индивидуальный облик корпоративной культуре ремесленного цеха и выполняет функцию регулятора деятельности его членов. Этот коммуникативный потенциал фирменного стиля особенно необходим для корпоративных культур бизнеса информационной эпохи.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Сборник включает статьи участников международной научно-практической конференции «Экономика и управление: проблемы и перспективы развития», прошедшей 15-16 ноября 2010 г. в г. Волгограде на базе Регионального центра социально-экономических и политических исследований «Общественное содействие». Статьи посвящены актуальным вопросам экономической, управленческой теории и практики, изучаемыми учеными из разных стран - участниц конференции.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.