Статья
Книжная полка - отражение воспитательных и образовательных процессов
Обсуждается идея создания списка «100 книг ВШЭ» как университетского читательского канона. Анализируется многолетний издательский проект Русской христианской гуманитарной академии «Русский путь».
Рецензии
Рабкор.ру Прасвет Блог Радио Свободы
В условиях, когда эпоха классического университета подходит к концу, в качестве его правопреемника выступает исследовательский университет, который является перспективной формой оптимизации всей системы российского высшего профессионального образования, позволяющей более эффективно расходовать финансы без потери качества образовательных услуг. В главе рассматриваются траектории развития исследовательского университета.
Статья посвящена проблеме становления нового типа образовательных программ, формирующихся на пересечении уровней высшего и среднего образования. Институт образования рассматривается как инструмент социальной стратификации общества, среди основных тенденций развития которого авторы выделяют разделение образовательных программ на академические и собственно профессиональные, а также создание программ производства «человека умелого» — квалифицированного исполнителя. Изменения системы профессионального образования рассматриваются с учетом законодательного введения нового образовательного стандарта в 2011 г.
Статья посвящена проблемам преподавания философии в высшей школе. Автор показывает трудности положения в современном вузе, которые связаны как с внешними факторами – социальной политикой в сфере образования и кризисными явлениями в современной культуре, так и внутренними - состоянием самого философского сообщества, кадровым потенциалом, учебно-методическим сопровождением. Автор обосновывает вывод о необходимости преподавания в вузе современного типа философии и очерчивает его основные черты.
В работе исследовались статистические связи рейтингов студентов первого курса факультетов экономики ГУ-ВШЭ в Москве и Нижнем Новгороде с результатами их вступительных испытаний – ЕГЭ по математике, обществознанию, русскому и иностранному языкам. Для обоих кампусов ГУ-ВШЭ характерно, что у студентов женского пола, в среднем, рейтинг выше, чем у студентов мужского пола. При включении гендерных переменных в регрессию, в столице девушки демонстрируют худшую успеваемость (при прочих равных условиях). В Нижнем Новгороде гендерные особенности оказались не значимы.
Статья посвящена вопросам вовлечения учащейся молодёжи в инновационное предпринимательство, подробно рассматривается методический подход к построению инновационного сектора в высшем профессиональном образовании.
Сборник по материалам Всероссийской научно-практической конференции по теме «Формирование единого пространства образования и науки в российской высшей школе: история и перспективы». Она посвящена памяти профессора университета А. Арсентьевой. Представлены выступления участников форума из Москвы, Санкт-Петербурга, регионов Поволжья и Урала. На секционных заседаниях конференции обсуждались проблемы нынешней высшей школы и пути ее совершенствования. Конференция проходила под эгидой Министерства образования РФ, Российского гуманитарного научного фонда, Российского общества интеллектуальной истории и ЧГУ.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.