• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Живой журнал» как новая газета

Лейбович О. Л., Шушкова Н. В.

В процессе исследования реакции блогосферы на аварию Саяно-Шушенской ГЭС авторы столкнулись с вопросом, чем, с социологической точки зрения, являются живые журналы, размещаемые в сети? Личными дневниками, или новой формой прессы? Какими социальными функциями они обладают? Чем обусловлен брутальный стиль высказываний, в них принятый? Какая связь между «постами» XXI века и уличными листками эпохи Французской революции?

Предметом рефлексии в этой статье являются современные формы «народной политической журналистики», сложившиеся в последнее десятилетие в нашей стране, в т.ч. и по отношению к прежним историческим аналогам.

На наш взгляд, для анализа этого явления можно применить концепт культурной инсценировки, объясняющей, почему блогеры пытаются сконструировать свою идентичность в воображаемом нерыночном социальном мире,  примеряя на себя исторические роли народных трибунов, взывающих к массам в духе Марата и Эбера.

Их аудитория, однако, не революционная толпа, но  малые, текучие, соединенные слабыми связями сообщества временных единомышленников, по своей природе соответствующие состоянию российского социума: дезинтегрированного культурно, экономически ориентированного, живущего партикулярными интересами, атомизированного.

Блог не возможен вне интернет-пространства. Блогер не может стать трибуном: собрать публику и заразить ее своим выступлением; каждый пост – только фрагмент большой мозаики, сплетенной из множества голосов. Революционный журналист сознательно апеллировал к низам, видя в них источник революционного действия. Блогер обращается к экспертам, создавая объемные текстовые сообщения, зачастую насыщенными наукообразной терминологией, одновременно ставя барьеры тем, у кого чтение не входит в рутинные практики. Блог – это эрзац действия, написание и чтение постов становится главной формой политической активности, не выходящей за пределы Живого журнала.

Блогосфера в нашей стране является своеобразным дополнением традиционной большой прессы. Если бы СМИ исчезли, блогерам не о чем было бы писать. Контент живых журналов представляет собой развернутые маргиналии к содержанию к новостным лентам: это очень часто комментарии к комментариям. В тех случаях, когда большие СМИ запаздывают, или по внешним мотивам отказываются передавать сведения о «неудобных» событиях, тогда живые журналы, на самом деле, становятся источниками новой информации. Это не означает, однако, что она будет проверенной, достоверной и беспристрастной. Живой журнал претендует на роль коллективного агитатора, нежели источника новых знаний, связующего звена в процессе социальной коммуникации. И в этом смысле блогер не является журналистом новой эпохи, но, скорее всего, домашним резонером, прежде вступавшим в диалог с телевизором, а ныне адресующим свои послания третьим лицам.

Социальные сети, создаваемые политически ориентированными блогерами, по своей культурной природе изоморфны государственным структурам. В них господствуют нетерпимость, агрессивность, жесткое разделение на своих и чужих, ставка на авторитеты.