• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Конструирование образа города в учебниках по родиноведению (1870-е —1910-е годы)

Репрезентация города в учебниках лишь недавно оказалась в фокусе анализа для историков образования. Применительно к развитию образования в позднеимперскую эпоху представляется важным обратиться к анализу такого предмета, как родиноведение, задачей которого стала трансляция географических представлений в рамках начальной школы. Как показано в работах М. Лоскутовой, М. Лескинен и других исследователей, родиноведение сыграло важную роль в изменении практики формирования пространственных представлений и гражданской идентичности. Целью данной статьи стала попытка проанализировать образ города в учебниках по родиноведению, опубликованных в конце XIX — начале XX века в различных регионах Российской империи. Специфика предложенного подхода заключается в сочетании фокусировки на анализе репрезентации города с более пристальным вниманием к текстам учебных пособий, указаниям на мотивы и обстоятельства их издания и характеру их адресации. В результате предпринятого исследования зафиксирована связь этих пособий с развитием земской статистики. Способствуя появлению провинциальных центров на символической карте империи, это одновременно создавало препятствия для формирования наглядного представления географического знания и, в частности, знания о городе в рамках учебных курсов, а также приводило к тому, что город оказывался своего рода надстройкой развития производительных сил и социальной сферы. Наряду с доминирующим типом пособий, посвященных описанию губерний, в статье анализируется менее распространенный тип пособий по родиноведению, связанный с репрезентацией отдельных городов. Этот тип пособий представляет более последовательную реализацию принципа локализации и в большей степени приближается к изображению города как самостоятельного целого.