• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Историческая эпистемология – триггер реформы философии познания

Вопросы философии. 2021. № 5. С. 47-57.

Историческая эпистемология должна стать основой для переосмысления по-
нятийного аппарата философии познания. Такая реформа назрела, ибо этот
аппарат встречается с трудностями, когда речь идет о понимании историче-
ских процессов, в том числе процессов изменения самого этого аппарата.
Реформа позволит заново осмыслить такие понятия, как «историческая
реальность», «историческое событие», «субъект исторического познания»,
«рациональная реконструкция исторического знания» и др. Принцип исто-
ризма должен быть поставлен в органическую связь с принципом объектив-
ности, и эта связь есть необходимая основа понимания того, что такое «ис-
тинность исторических суждений». Таким образом «историзм» включается
в ряд главных эпистемологических понятий и перестает быть «добавкой»
к этому ряду, осуществляемой по усмотрению того или иного исследовате-
ля. Все элементы этого ряда представляют собой взаимообусловленные цен-
ности. Рассматриваемые вне этой взаимообусловленности, они утрачивают
свой смысл и могут превращаться в антиценности. Объективность и истин-
ность историчны в той же мере, в какой историзм есть необходимое условие
объективности и истинности. Эти ценности существуют только в процессе
непрерывного изменения исторического знания. Такое понимание системо-
образующего ядра эпистемологических понятий ведет к конкретизации
понятия «субъект исторического познания», которое приобретает контексту-
альный смысл, а собственно эпистемологическое исследование обогащает-
ся психологическими, социологическими и экзистенциальными характери-
стиками. Их взаимосвязь остается под совместным контролем принципов
объективности и историзма. Реформа затрагивает также онтологию истори-
ческого знания. Проблема онтологических оснований исторической теории
ставится и решается в соответствии с принципом историзма.