Статья
Curators, words and values: the branding economies of curatorial statements in art biennials
This article looks at the so called curatorial statements in global art biennials, that is to say the discourses that independent curators put together so as to interpret, justify, and explain what their exhibitions are about to art professionals, experts and the public. It asks, through which value systems curatorial branding hails and crafts middle-class, educated and self-reflective lifestyles and publics with high cultural and often symbolic capital? I will be arguing that these statements constitute a form of writing genre that follows recurring linguistic patterns, involving strategic gestures of negating dominant culture, refusing idiosyncratic straw-man narratives and blending expert with populist vocabularies. While seemingly written by socially engaged and critical ‘auteurs', these gestures of curatorial self-presentation can be read as tools for producing surplus value in line with creative economy's celebration of uniqueness, difference and unconventionality. I analyze several statements from recent large scale biennials in terms of the binary oppositions they fabricate, the both mass and specialized audiences they address and the confessional, self-reflective politics they employ. The writing and reading of these statements correspond to forms of acquired cultural capital, for instance through education or through the experience of belonging in art milieus. Contemporary biennials thus remediate the arena of cultural distinction as the ‘cultivated’ in these settings are not expected to be out-and-above-of-society experts similarly to the modern art of the past but amateur polymaths and cultural omnivores who are able to discover uniqueness and unconventionality within the total realm of cultural production.
В пространстве актуальных стереотипов за Санкт-Петербургом сохраняются и всячески используются такие наименования, как «культурная столица», «город музеев», «блистательный императорский город». Однако, в свете изменяющихся экономических, социальных, культурных реалий консервация такого рода «бренда» оказывается проигрышной стратегией. В статье приводятся указания и историко-социальный анализ таких явлений современной культурной жизни города, как творческие кластеры, разнообразные фестивали международного уровня. С точки зрения социальной включенности, такого рода пространства и мероприятия позволяют реализовывать творческие устремления граждан, что является ценностью для культурной жизни города; экономическая составляющая данной ситуации позволяет говорить как о различного рода финансовых вложениях в «культурную сферу», так и о развитии туристической индустрии, отличной от традиционной «экскурсионной» формы. За «творческими индустриями» закрепляется статус доминанты и детерминанты инновационного развития городского пространства
В статье систематизированы проблемы функционирования организаций культурного наследия и творческих индустрий, выделены факторы способствующие и препятствующие их взаимодействию, а также представлены основные направления сотрудничества, выделенные на основе анализа мнений экспертов, полученных в ходе опроса, поведенного в 2012 году в Санкт-Петербурге.
В данном сборнике представлены тексты докладов и тезисов к докладам международной конференции "Современные модели развития культурных индустрий в регионах России", которая прошла в Санкт-Петербурге 9-10 октября 2014 г. при поддержке РГНФ.
Статья посвящена изучению влияния петербургских фестивалей культуры на развитие в городе креативных секторов. Определение перспектив развития культуры «северной столицы» требует анализа существующего научного и административного дискурса относительно взаимодействия в городе на Неве богатого культурного наследия и новых творческих индустрий. Уникальная ситуация Санкт-Петербурга как крупного европейского культурного центра и одного из важных в экономическом, научном, образовательном, социальном и культурном смыслах города Российской Федерации позволяет определить перспективы его развития как «креативного города». Это включает в себя также анализ социокультурных и экономических последствий развития фестивального движения.
В издании представлены лучшие практики и наиболее интересные модели развития творческих индустрий как в Северо-Западном регионе России, так и в Северных странах.
Целью исследования является изучение различных форм взаимодействия культурного наследия и творческих индустрий как основы для развития различных видов культурных кластеров в Санкт-Петербурге. В исследовании разработана модель, предоставляющая несколько типов партнерства между организациями культурного наследия и творческих индустрий. Авторы представляют также свою классификацию культурных кластеров Санкт-Петербурга, включающую кластеры культурного наследия, национально-культурные кластеры, масс-культурные (ориентированных на потребителя) кластеры и арт-инкубаторы. Один из основных выводов, который делают авторы, это низкая готовность многих государственных учреждений культуры к взаимодействию с организациями творческих индустрий. Вторая группа выводов касается потенциала творческих индустрий по предоставлению услуг для жителей Санкт-Петербурга в сотрудничестве с государственными учреждениями культуры.
Данное исследование посвящено анализу роли новых творческих индустрий для развития культурного наследия региона, что в частности связано с понятием городского пространства. Особое внимание уделено современным способам не только сохранения, но также изучению, интерпретации и потреблению различных культурных продуктов. Статья включает исследование экономических, политических, социальных и культурных последствий взаимодействия между учреждениями культуры из разных областей. Автор данного исследования рассматривает творческие индустрии на примерах креативных кластеров и творческих проектов в сравнении с традиционными культурными институтами. Основной вывод исследования заключается в том, что распространение в Санкт-Петербурге творческих секторов способствует положительным культурным и социальным изменениям в регионе
Классические теории управления развивались в условиях становления индустриального производства. Ограничение их применения – конечный продукт и процесс деятельности должны поддаваться стандартизации. Исследуется процесс целенаправленного управления творческой деятельностью в условиях реализации коммерческих проектов. Примером для изучения управления творческих проектов взята набирающая популярность сфера арт-менеджмента, арт-проект рассматривается как продукт творческой деятельности.
This book is a collection of the most recent research om the Cultural and Creative Industries (CCIs). All of the contributions are written by pioneers within their own fields and all have an international orientation. The book was the basis of discussions at the international research conference in Antwerp that was held on 22-23 May 2014, the third conference on the Cultural and Creative Industries that the University of antwerp, the Antwerp Management School and the HKU University of the Arts Utrecht organized together (Annick Schramme)
В статье анализируются проблемы российской экономической журналистики. На материалах 18 глубинных интервью был выделен спектр трудностей, которые экономические журналисты считают наиболее серьезными. К проблемам относятся: давление групп интересов (власти и рекламодатели), недостаточная квалификация и текучесть кадров, а также низкое доверие потребителей новостей, отсутствие у них экономической грамотности, вынуждающее журналистов упрощать материалы, и информационная перегрузка.
Хадж, паломничество в Мекку, является одним из пяти столпов ислама. Хотя бы раз в жизни он обязателен для мусульман. Однако на протяжении многих лет советской власти догмат оставался невыполнимым. И только в 1944 г. «директивные органы» санкционировали поездку группы паломников в Мекку.
В XXI веке кардинально меняются роль и место труда как основного социального института. Казалось бы, труд – одно из основных условий существования и развития человеческого общества. И ничто не способно поколебать это устоявшееся представление. Однако особенности современной эпохи свидетельствуют о серьезных изменениях характера и содержания процесса труда. И эти изменения, о которых пойдет речь в нашей книге, совпадают с желанием современного человека освободиться от столь тяготивших его тенет труда. Что ждет человека, выросшего в цивилизации труда, убежденного, что труд – это одна из основных жизненных потребностей. Какие перспективы рисует нам информационная эпоха, что будет с трудом как с одним из видов человеческой деятельности? Эти и другие вопросы в центре внимания книги «Жизнь без труда или труд во спасение?» Сидориной Татьяны Юрьевны – известного российского исследователя в области философии культуры, социальной теории, социальной философии, доктора философских наук, ординарного профессора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Настоящий учебник предназначен для изучения базовых представлений о процессах функционирования различных типов текстов, создаваемых или размещаемых в современных медиа. Учебник знакомит с теоретическими исследованиями текстов и деятельности по созданию текстов, рассматривает роль текстов в формировании внутреннего мира и жизненного пространства современного человека. Много внимания уделено описанию особенностей медиатекстов. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов бакалавриата и магистратуры, обучающихся по направлениям «Журналистика», «Связи с общественностью», «Политология», «Социология», а также для широкого круга читателей.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
В статье рассматриваются аспекты организации и деятельности общественных консультативных структур (ОКС). Основное внимание уделено ОКС, созданным и действующим при исполнительных органах государственной власти субъекта РФ. Проанализированы нормативные правовые акты федерального и регионального уровня, регулирующие создание и работу ОКС, положения об общественных советах при органах власти. На основе результатов социологических опросов, экспертных интервью с руководителями и членами ОКС, с работниками СМИ, освещающими работу институтов гражданского общества, с чиновниками, отвечающими за взаимодействие с НКО исследована деятельность петербургских ОКС. Проанализирована роль ОКС как инструмента участия представителей гражданского общества в управлении государством. Делается вывод о неэффективности большинства российских и петербургских ОКС.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.
Представлены результаты мониторинга уровня подготовки студентов, поступивших в российские вузы летом 2010 г. Оценивался средний балл зачисленных на конкурсной основе (по результатам конкурса баллов ЕГЭ). На основании полученных данных анализируются тенденции развития системы высшего образования: какие специальности пользуются наибольшим спросом; в какие вузы поступают наиболее подготовленные абитуриенты; как распределились предпочтения победителей олимпиад, имеющих право поступать в вуз вне конкурса; в чем специфика приема студентов в вузах, получивших дополнительную господдержку.