• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Платоническая традиция и теория эпидемий в раннее Новое время

Платоновские исследования. 2020. Т. 13. № 2. С. 111-121.

В исследованиях по истории медицины обращается особое внимание, как эпидемии высокого Средневековья и раннего Нового времени — прежде всего, эпидемии чумы — изменили медицинскую теорию и практику. В медицинском дискурсе начала формироваться особая эпистемология «частных явлений» (particolaria), оказавшаяся в напряженных отношениях со схоластической эпистемологией, занимающейся поиском общих причин явлений. Марсилио Фичино — один из влиятельнейших натурфилософов эпохи Возрождения — развивает свою теорию эпидемий в трактатах «Совет, как противостоять чуме» и «О жизни», опираясь как на современную схоластическую медицину, так и на античных авторов. Он выделяет внешнюю и внутреннюю причину заражения чумой и описывает способы борьбы с заболеванием. Внешняя причина — это констелляции планет, которые вызывают ядовитые испарения в определенных местностях, вызывающие эпидемии. Внутренняя причина отождествляется с неспособностью организма противостоять болезни «изнутри». Я показываю, что, опираясь на различные философские и медицинские традиции, Фичино конструирует «частное явление» Сократа как пример философа, способного противостоять эпидемии чумы «изнутри». Особую роль для аргументации Фичино может иметь свидетельство Авла Геллия. От платонической философской традиции Фичино привносит в медицинский дискурс эпохи достаточно оригинальное представление, что занятия платонической философией способны защитить человека и общество от заражений во время эпидемии или же существенно облегчить течение заболевания.