• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Цифровизация образования как триггер изменений образовательных отношений

Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 11. С. 1245-1257.

Актуальность темы исследования обусловлена формированием нового тренда в развитии системы образования – цифровизации образования, меняющего парадигму образовательных отношений.

Процессы цифровизации экономики в целом и образования в частности, заявленные в стратегических документах федерального уровня в последние два десятилетия и на период до 2024 года, получили внезапное ускорение на фоне карантинных мероприятий весны 2020 года и массового перевода участников образовательных отношений  в online формат. Данная тема требует особого изучения, так как сама по себе является уникальной в контексте трансформации отношений в любой сфере деятельности человека и, тем более,  в контексте выхода человеческих отношений за пределы аналогового «offline» мира в мир «online».  

Цель.Презентовать теории, объясняющие процесс изменений в образовательных отношениях в цифровой реальности и эмпирически доказать уровень готовности/ неготовности субъектов образовательных отношений к реальным  изменениям своих ролей для конструктивного цифрового взаимодействия.  

Задачи.Поставлено четыре ключевых задачи: (1) подборка теоретических оснований для объяснения изменений образовательных отношениях субъектов  в условиях цифровизвции;  (2) выявление представлений участников образовательных отношений о феномене «цифровизация образования»; (3) интерпретация результатов опросов в логике ожиданий респондентов с различными характеристиками от цифровизации образования; (4) сравнение результатов опросов по проблеме цифровизации образования  в разрыве времени до и после массового перевода школьного образования в online режим.

Методология.

Исследование включает теоретическую и эмпирическую части.  Поиск объясняющей теории изменений в образовательных отношениях сфокусирован  с одной стороны на собственно теоретическом обосновании феномена изменений, с другой стороны -  на эмпирическом обосновании существующей проблемы размытых представлений людей школы о феномене цифровизации образования.  Эмпирическая часть включает фрагмент социологического опроса, проводимого  в три этапа, с целью предварительного выявления  представлений о феномене цифровизации  людей разного возраста и профессионального статуса до и во время COVID-19.

 Результаты.Оформлен «портфель» теорий, релевантных теме исследования  и  объясняющих сущность изменений в образовательных отношениях в условиях  цифровизации. Определены дефиниции «цифровизации образования» и «трансформации образовательных отношений». Теоретический блок, сформированный на концепте  междисциплинарного подхода, дополнен эмпирическими данными, основанными на опросах более 1700 респондентов разных регионов, разных профессиональных статусов и разного возраста, результаты которых использованы для  подтверждения (или опровержения) гипотезы об актуальности изменений в образовательных отношениях в цифровом образовании.

ВыводыРезультаты эмпирики, контекстные цели и представленные в статье не дают оснований для утверждения о том, что цифровизация образования становится триггером изменений  в образовательных отношениях. Этот вывод не противоречит базовой объясняющей теории – теориия лиминальности. Переход отношений из  привычного состояния в новое. требует времени, так как он сопровождается потерей прежних статусов (ролей)  в образовательных отношениях, где нивелируется понимание иерархии в структуре этих отношений.