• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Конкуренция стратегий релятивизации в русском языке: клаузы с союзным словом который vs. причастные обороты

Леонтьева А. Л., Орлов А. В.

Русский язык допускает использование как минимум двух стратегий релятивизации имени: а) с помощью относительного придаточного с союзным словом который и б) с помощью причастного оборота. Несмотря на то что русские релятивные конструкции с причастием и с союзным словом который практически не демонстрируют разницы в значении, их дистрибуция не является полностью свободной. Так, в литературе описан ряд контекстов (также именуемых факторами), в присутствии которых в предложении вероятность появления одной из двух стратегий повышается. Эти факторы независимы друг от друга и, следовательно, могут встречаться в разных комбинациях. В том числе не исключено, что в одном предложении встретятся факторы противоположной направленности: один будет способствовать выбору причастия, а другой, наоборот, – придаточного предложения со словом который. В работе показано, что в подобной ситуации выбор стратегии не является случайным и осуществляется согласно определенному алгоритму. Для получения этого алгоритма был проведен психолингвистический эксперимент, в котором респонденты заполняли пропуски в предложениях с различными сочетаниями факторов посредством релятивных конструкций. В работе приводится подробный анализ того, как менялось соотношение двух рассматриваемых стратегий в ответах респондентов в зависимости от присутствовавших в предложении факторов. В результате этого анализа была подтверждена гипотеза о том, что влияющие на выбор стратегии релятивизации факторы ранжированы по степени приоритетности. Осуществляя выбор между причастием и который, говорящий обращает внимание не на все факторы сразу – на каждом этапе принятия решения, он проверяет предложение на наличие в нем одного фактора, начиная с самого приоритетного. Когда говорящий находит в предложении фактор, происходит выбор определенной стратегии релятивизации, и поиск прекращается, независимо от присутствия других, менее приоритетных факторов.