?
"Послание в лечебницу" Леонида Аронзона: три орнамента
В статье представлен анализ стихотворения Леонида Аронзона «Послание в лечебницу» (1963). Текст проанализирован на предмет функционирования разноуровневых повторов; культурный контекст – с точки зрения религиозной идентичности поэта и умонастроений неподцензурной поэзии 60-х; затекст – относительно биографии Аронзона, а также судебных процессов над Иосифом Бродским и Владимиром Швейгольцем. Тотальные повторы в «Послании в лечебницу» организуют композицию стихотворения и, вопреки ожиданиям, не упрощают, а уплотняют его семантическую структуру. Так, в стихотворении следует выделить несколько значимых уровней, на которых можно наблюдать реализацию принципа повтора как приращения смысла. Во-первых, это уровень лексики, на котором повторяемое слово расширяет свое значение до «иероглифического». Во-вторых, уровень синтаксиса, где повтор фигур и варьирование эквивалентных конструкций способствуют формированию одинаковых ритмико-интонационных блоков, как в суггестивных речевых жанрах типа заклинания или мантры. Это, в свою очередь, тесно связано с развитием композиции текста: значимым становится «уникальное», не повторяемое. Прием тематического варьирования также влияет на развертывание фундаментальных образов, создавая пространственно-временную полифонию. Кроме того, тотальность принципа повтора позволяет устанавливать четкие смысловые связи на больших промежутках конкретного стихотворного текста и в целом в пространстве поэзии Аронзона. Форма «Послания в лечебницу», его религиозномифологическая тематика, а также апеллятивная направленность могут быть интерпретированы через призму 1) идеологии Нью Эйдж, 2) так называемой «бедной религии», 3) специфики работы советской психиатрии с литературным подпольем 60-х годов.