• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

К определению понятия «бессознательное» в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского

Вопросы психологии. 2017. № 3. С. 102-118.

Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсужде-
ние теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотруд-
ников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. Анализируются определения
понятий «бессознательное» и «предсознательное», выдвинутые в рамках фрейдовского
и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культур-
но-исторической психологии: бессознательные и предсознательные процессы интер-
претируются с точки зрения теории динамических смысловых систем, представлений о
смысловом поле и свободном осмысленном действии, о зоне ближайшего развития (ЗБР)
и переживании. С отсылкой к исследованиям К. Левина, на которые Л.С. Выготский опи-
рался при размышлении о динамике сознания, обозначена взаимосвязь конфигураций
смыслового поля и аффективных систем в случае невротического развития. На основе
принципа системности, выдвинутого Л.С. Выготским в 1930 г., задается общий контекст
разработки проблемы бессознательного: бессознательное в своем развитии следует
за развитием сознания, становлением третичных связей в психологических системах и
преобразованием первичного аффекта в поле языка и культуры; в случае дизонтогенеза
несимволизированный аффект выпадает из процесса развития и создает в структуре лич-
ности регион со специфической смысловой динамикой, изолированный или болезненно
разрастающийся за счет соседних регионов (возможны различные варианты), что приво-
дит к нарушению всей мотивационной иерархии. Комментируется идея Л.С. Выготского о
том, что причиной невроза является невозможность трансформации аффективного комп-
лекса в переживание. Обсуждаются различия в онтологии психоаналитического и куль-
турно-исторического подходов, а также цели психотерапии и терапевтические позиции,
которые могут занимать психологи, работающие в рамках этих двух направлений.