Статья
К определению понятия «бессознательное» в культурно-исторической психологии Л.С. Выготского
Точка зрения Л.С. Выготского на природу бессознательного изучается на материале его
поздних работ 1932–1934 гг. и личных записей. К исследованию подключен, в частности,
архивный документ «Конференция по исследовательским темам», содержащий обсужде-
ние теории и практики психоанализа на внутренней конференции для ближайших сотруд-
ников (27–29 октября 1933 г.), где Л.С. Выготский наметил общие контуры рассмотрения
проблемы бессознательного с «вершинной» точки зрения. Анализируются определения
понятий «бессознательное» и «предсознательное», выдвинутые в рамках фрейдовского
и лакановского психоанализа, тематизируется проблема бессознательного в культур-
но-исторической психологии: бессознательные и предсознательные процессы интер-
претируются с точки зрения теории динамических смысловых систем, представлений о
смысловом поле и свободном осмысленном действии, о зоне ближайшего развития (ЗБР)
и переживании. С отсылкой к исследованиям К. Левина, на которые Л.С. Выготский опи-
рался при размышлении о динамике сознания, обозначена взаимосвязь конфигураций
смыслового поля и аффективных систем в случае невротического развития. На основе
принципа системности, выдвинутого Л.С. Выготским в 1930 г., задается общий контекст
разработки проблемы бессознательного: бессознательное в своем развитии следует
за развитием сознания, становлением третичных связей в психологических системах и
преобразованием первичного аффекта в поле языка и культуры; в случае дизонтогенеза
несимволизированный аффект выпадает из процесса развития и создает в структуре лич-
ности регион со специфической смысловой динамикой, изолированный или болезненно
разрастающийся за счет соседних регионов (возможны различные варианты), что приво-
дит к нарушению всей мотивационной иерархии. Комментируется идея Л.С. Выготского о
том, что причиной невроза является невозможность трансформации аффективного комп-
лекса в переживание. Обсуждаются различия в онтологии психоаналитического и куль-
турно-исторического подходов, а также цели психотерапии и терапевтические позиции,
которые могут занимать психологи, работающие в рамках этих двух направлений.
В статье дается обобщение исследования, посвященного феноменам психоанализа, обнаруженным в новеллах С. Цвейга.
В сборнике представлены наиболее интересные работы ведущих российских, американских, английских, итальянских, сербских, польских, белорусских стиховедов по разделам: метрика, ритмика, рифма, строфика, морфология, синтаксис, семантика стихотворного текста, сопоставительная метрика, точные методы исследования стиха.
В статье рассказывается о методах и способах использования печати для формирования массового сознания во время Великой отечественной войны.
В статье рассматриваются условия или предпосылки овладения языком и культурой. Вслед за Г. Г. Шпетом, А. А. Ухтомским, М. Хайдеггером, Н. А. Бернштейном и В. В. Бибихиным, автор называет их доопытным началом. Такое «начало» рассматривается как непосредственная интеллигибельная интуиция, душевный интеграл, недифференцированное единство: понимаю, мыслю, могу. Непосредственность начала не означает его примитивности. Путь развития неопосредованного доопытного начала есть его дифференциация, осуществляющаяся в совокупном действии, в слиянном общении, благодаря которым строятся многообразные формы опосредованного культурой поведения. Развитие последних затрудняет непосредственность восприятия и понимания мира, общения с себе подобными, но и обогащает эти акты. Чередование и взаимодействие непосредственности и опосредованности рассматривается как непременное условие человеческого развития и продуктивной деятельности. Автор ставит под сомнение принятое в культурно-исторической психологии разделение психических функций на натуральные, низшие; и культурные, высшие.
В статье выявляются и обосновываются различия между субъектным и событийным подходом в психологии жизненного пути личности. Раскрывается позиция подходов в отношении ключевых проблем психологии жизненного пути: детерминации и самодетерминации, времени жизни личности, жизненного развития и зрелости. Намечаются возможные перспективы взаимодействия и интеграции подходов.
Одна из главных проблем книги — факт, что генезис речи, сознания, разума связан с возникновением пещерной живописи, которая даже предваряет речь. Ф. Гиренок поставил перед собой задачу показать недостаточность теорий, описывающих человека как разумного (философия науки, философия сознания), лингвистического (философия языка, структурализм, постструктурализм), биологического (проект философской антропологии) или психоаналитического, а также предложить свой взгляд на «природу» человека. Эта концепция предлагает связать сознание и мысль с эмоцией, а не разумом и, следовательно, с воображением и стремлением человека обозначить свой собственный мир, в отличие от реальности, насаждаемой социумом.
В статье анализируется влияние дистракторов на эффективность решения задач на внимание. Демонстрируется, какие эффекты – отрицательные (эффекты интерференции), отрицательные (эффекты избыточности) или нейтральные (нулевые эффекты) – могут оказывать дистракторы. Эффекты дистрактора, описанные в литературе, классифицируются в соответствии с гипотетическим источником. Также вводится общее правило теории. Оно включает в себя формальное предсказание конкретного эффекта дистрактора на основе мер энтропии и избыточности из математической теории связи (Shannon, 1948). В качестве гипотетических механизмов, лежащих в основе эффектов дистрактора, рассматриваются одно- и двухпроцессные модели. Также в работе для формализации и простой визуализации экспериментальных данных, связанных с эффектами дистрактора, вводятся профили дистрактора (ПД). Обсуждаются типичные формы ПД и их интерпретация с примерами из трех широко цитируемых экспериментов. Наконец, в статье вводится иерархическая гипотеза, предполагающая уровневые модулирующие взаимодействия между эффектами дистрактора разных классов.
В статье рассматривается понятие образа мира, уровни совладающего поведения личности, влияние образа мира на совладание молодых верующих людей, дается типология личности в зависимости от степени религиозности и особенностей влияния типов образа мира на формирование копинг-стратегий человека.
Книга посвящена крайне актуальной теме – психотерапии супружеских пар. Современный брак уже несколько десятилетий находится в кризисе: семьи распадаются, все больше людей вообще не создают семьи. В тоже время люди отнюдь не утратили потребность быть в паре и все таке испытывают дискомфорт от одиночества. Описаны современный подходы к психотерапии пар, представлена их типология. Приведены техники психолгической помощи супржеским парам, затронуты вопросы психотерапии развода, работы с семьями, страдающими от алкоголизма своих членов, проблемы изменения климата после рождения ребенка…
Тема статьи - описание опыта исследования факторов социального благополучия образовательных мигрантов, измеренного c помощью психологической шкалы субъективного благополучия (А. Перруд-Баду, Г. А. Мендельсон, Ж. Шиш, 1988), которая ранее была адаптирована для русского языка М.В. Соколовой. Проводится статистический анализ надежности применяемого теста. Выявляются тенденции в характере соотношения между условиями адаптации и её успешностью, описываются возможные механизмы формирования субъективного благополучия студентов-мигрантов, проживающих в общежитиях. Отдельное внимание уделено маятниковой миграции как фактору адаптации.
Сборник материалов международного форума по социально-культурной анимации, включающий в т.ч. современные проблемы высшего образования в различных странах.
Представлены научные статьи, посвященные актуальным проблемам современной психологии личности и социального взаимодействия. При широком тематическом разнообразии их объединяет методологическая идея личности как субъекта, реализующегося в контексте учебной и профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Адресуется профессиональным психологам – исследователям, преподавателям, практикам, а также студентам, магистрантам и аспирантам психологических специальностей. Может быть рекомендован специалистам философского и социогуманитарного профиля, а также всем читателям, интересующимся проблемой личности.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.