• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Природная и индивидуальная причастность и их взаимоотношения в учении Оригена

В статье производится анализ использования Оригеном концепта причастности. Различаются два магистральных дискурса причастности у Оригена: природный и индивидуальный. В рамках дискурса природной причастности различаются четыре линии. Это: (1) линия П1, предполагающая порядок природных причастностей видов тварного сущего к Лицам Троицы; в рамках этого дискурса Бог-Отец и Сын выступают
в роли универсальных причаствуемых причин для сущих. (2) Линия П2, предполагающая, что все тварное сущее природным образом причастно к логосам, содержащимся в Логосе-Премудрости, хотя и модус причастности к Логосу умного сущего отличается от модуса причастности остального сущего. (3) Линия П3, согласно которой все умные сущие обладают природной способностью к соединению с Богом; этот дискурс предполагает, что божественная природа, общая для Отца, Сына и Святого Духа, выступает в роли
универсального причаствуемого начала в отношении природной способности умных сущих к соединению с Богом. (4) Линия П4, согласно которой все люди природно причастны к способности к мышлению. В рамках дискурса индивидуальной причастности у Оригена различаются две линии. Это: (1) линия И1, связанная с темой отношений Лиц Троицы: Сын причаствует к Божеству Отца, а Святой Дух — к свойствам Сына. (2) Ли-
ния И2, связанная с темой соединения праведных людей с Богом. Внутри этой линии различаются еще две линии. Это линия И2a, в рамках которой индивидуальное соединение разумного существа с Богом описывается на языке причастности к Святому Духу (в отношении природной причастности эта линия коррелирует с линией П1), а также линия И2b, в рамках которой индивидуальное соединение разумного существа с Богом описывается на языке причастности к божественной сущности, отсылающем к 2 Пет. 1: 3-4.
В отношении природной причастности эта линия коррелирует с линией П3.