• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 52 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Пономарева М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 3. С. 29-65.

В истории понятий латинское respublicaявляется одним из самых спорных и сложных для изучения и перевода. Несмотря на его основополагающее значение для политического мышления и политической философии Античности и Средних веков, большинство этапов его развития остаются малоизученными как в силу относительной новизны истории понятий как дисциплины, так и в силу сложившейся историографической традиции, приравнивающей respublica к понятию государства. Настоящая статья посвящена понятию respublica во французском политическом мышлении XIV в., когда формирование политического словаря постепенно уходит из-под контроля Церкви и университетов, и светские интеллектуальные центры, такие как, например, королевский двор, становятся доминирующими центрами производства знания. Таким образом, и основные политические понятия того времени особым образом сочетают в себе прежние богословские и характерные для новой эпохи светские значения. Исследование основано на истории редакций прокоролевского публицистического трактата «Спор между священником и рыцарем», посвященного взаимоотношениям светской и духовной властей. Сопоставление значений respublica в различных редакциях трактата, латинских и французской, в контексте значений других ключевых понятий политического мышления, таких как народ (populus) и общее благо (bonum commune), позволяет проследить эволюцию понимания respublica от принципа политической жизни до материального объекта, т. е. его объективацию в рамках галликанистского политического проекта на основании позднесредневекового аристотелизма.

Добавлено: 6 декабря 2019
Статья
Шмараков Р. Л. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 3. С. 205-246.

Первый русский перевод трактата Аделарда Батского «О тождественном и различном» (ок. 1110 г.). Этот прозиметр, написанный по модели Боэция («Утешение Философии»), является образцом средневекового латинского платонизма и свидетельством того, как образовательная система в XII веке осваивает дисциплины тривиума и квадривиума. По своей философской проблематике и по художественной форме, в которой эта проблематика воплощена, Аделард Батский – один из крупнейших предшественников Шартрской школы.

Добавлено: 20 января 2019
Статья
Франкфурт Г. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 129-140.

В работе оспаривается широкопризнанный принцип, согласно которому человек ответственен за свой поступок, только если он мог поступить иначе. Автор рассматривает ситуации, в которых имеются достаточные условия для определенного выбора или действия. В таких ситуациях человеку невозможно сделать иной выбор или поступить иначе. Однако при этом данные условия никоим образом не прозводят сами поступок человека или его выбор. В подобных ситуациях человек может быть морально ответственен за свой выбор или поступок, несмотря на отсутствие возможности поступить иначе. В конце работы автор рассматривает различных варианты пересмотра отвергнутого им принципа, а также возможность замены его совершенно иным принципом.

Добавлено: 20 октября 2017
Статья
Карпенко И. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 229-238.

В статье дается обзор творческой эволюции и некоторых ключевых концепций известного отечественного логика Александра Степановича Карпенко (1946-2017), в течение семнадцати лет занимавшего должность заведующего сектором логики Института философии РАН. Акцент делается на его философских интересах последних лет, в частности, анализируется важнейшая для него идея множества возможных миров. Так же, автор берёт на себя смелость отмечать некоторые ключевые с точки зрения А.С. Карпенко вехи его жизненного пути.

Добавлено: 15 марта 2018
Статья
Горбатова Ю. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 4. С. 93-106.

Автор, начав с обсуждения актуальной философской проблемы — допустимости утверждать, что животные мыслят (а если мыслят, то что под этим следует понимать), переходит к более метафизическим и в то же время аналитическим рассуждениям о том, как соотносятся понятия «рациональность» и «мышление». Наибольшего философского напряжения рассуждение достигает тогда, когда переходит к сугубо метафизическому вопросу о том особом виде знания, которого возможно достичь не столько благодаря, сколько вопреки языку, оказавшись при этом на «границе» или даже за «пределами» мира.

Добавлено: 10 января 2019
Статья
Шмараков Р. Л. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 4. С. 133-247.

Полный перевод латинского философского трактата Боэция "De consolatione Philosophiae".

Добавлено: 27 января 2020
Статья
Алиева О. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 3. № 1. С. 195-244.

Перевод текста: Basilius von Caesarea. Homilien Zum Hexaemeron. — Berlin : Akademie Verlag, 1997. — (Die Griechischen Christlichen Schriftsteller Der Ersten Jahrhunderte (NF) ; 2).

Добавлено: 3 апреля 2019
Статья
Сабурова Т. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 97-109.

В статье обсуждается книга Ю. Остерхаммеля как опыт написания глобальной истории и каким образом автор использует различные темпоральные модели и понятие modernity

Добавлено: 22 октября 2017
Статья
Смирнов М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 4. С. 253-264.

Академический репортаж: Вторая международная конференция по семантике и прагматике «HSE Semantics & Pragmatics Workshop», Москва, 4–5 сентября 2018

Добавлено: 15 января 2019
Статья
Винкельман А. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 218-225.

Рецензия на книгу М. Форда "Роботы наступают".

Добавлено: 2 января 2018
Статья
Мишура А. С. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 111-128.

Данная статья посвящена знаменитой статье Гарри Франкфурта «Альтернативные возможности и моральная ответственность». Во-первых, в работе описывается историко-философский контекст возникновения работы Франкфурта. В частности, рассматривается гипотетический анализ способности поступить иначе, предложенный Дж. Э. Муром в качестве возможного разрешения проблемы свободы воли. Во-вторых, выявляются интуиции, мотивирующие критику принципа альтернативных возможностей. В-третьих, кратко описывается собственный подход Франкфурта к анализу понятия свободного действия, основанный на различении желаний разных порядков в структуре мотивации агента. В-четвертых, описываются некоторые стратегии критики мысленного эксперимента Франкфурта и тех выводов, которые были сделаны на его основе. Первая стратегия критики направлена на выявление достаточно весомых для обоснования моральной ответственности альтернатив, скрытых в мысленном эксперименте Франкфурта. Вторая стратегия основана на выявлении скрытого допущения совместимости детерминизма и моральной ответственности, которое имеет место в формулировке мысленного эксперимента Франкфурта. Третья стратегия заключается в создании новой формулировки принципа альтернативных возможностей, которую нельзя поставить под сомнение с помощью мысленного эксперимента Франкфурта. Развитием третьей стратегии является W-защита Д. Вайдеркера, который ставит вопрос о том, есть ли у нас основания ожидать, что агент в мысленном эксперименте Фракнфурт поступит как-то иначе, нежели поступает.

Добавлено: 10 октября 2017
Статья
Штейнман М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 162-172.

Рецензия на книгу: Теология и политика. Власть, Церковь и текст в королевствах вестготов (V – начало VIII в.) : исследования и переводы / сост. О. В. Аурова, Е. С. Марей. — М. : Дело, 2017.

Добавлено: 16 июля 2018
Статья
Павлов А. В. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 173-184.

Статья представляет собой развернутую рецензию в жанре "размышления над книной" на монографию: Мюллер, М.-В. Споры о демократии: Политические идеи в Европе XX века / Пер. с англ. — М.: Изд-во Института Гайдара, 2013. — 400 с. (2-ое издание 2017).

Добавлено: 17 августа 2018
Статья
Канаева Н. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. III. № 4. С. 115-129.

Найи (санскр., «точки зрения»), неизменно включаемые историками индийской философии в число методов получения достоверного знания, имеют в джайнизме и второе назначение – служат эффективным средством опровержения оппонентов учения Джины Махавиры. В статье приводятся аргументы в пользу преимущественно полемического назначения най, поскольку оно не так очевидно, как их познавательная функция. Автор статьи видит их в таком качестве потому, что они упоминаются уже в самых древних частях канона, сложившихся ранее оформления теории инструментов достоверного знания, а также потому, что, согласно указаниям джайнских авторов, найи дополняют учение о неодносторонности, изменчивости реальности (анэкантавада) и используются вместе с семичастным паралогизмом (саптабханги) для обоснования ложной абсолютизации не-джайнами их мировоззренческих учений. Если рассматривать совокупность названных методов исключительно как средство получения достоверного знания об изменчивой реальности, то эта методология выглядит как негодное средство, по крайней мере, по двум причинам: изменчивости реальности, релятивизирующей любые утверждения о ней, и неопределенности самих методов, препятствующей быстрому получению искомого знания. Это позволяет усмотреть главную цель применения метода точек зрения в доказательстве джайнского тезиса о том, что их оппоненты не обладают абсолютной истиной в отношении любых объектов, из чего следуют несостоятельность их претензий на обладание метафизической истиной и косвенное обоснование истинности джайнской метафизики.

Добавлено: 29 января 2020
Статья
Вильяканьяс Берланга Х. Л. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 11-39.
В статье описываются первоначальные планы устройства нынешнего Европейского союза. Как известно, эти проекты были составлены под влиянием травматического опыта Второй мировой войны; их авторы — Александр Кожев и Эрнст Юнгер. Оригинальность подходов этих философов заключалась во внимании, которое они уделяли не только экономическим вопросам, но и культурным, религиозным и нравственным традициям стран Европы. В этой работе их рассуждения противопоставляются развитию событий, последовавшему за визитом президента Никсона в Китай и началом неолиберальной глобализации. Подчеркивается неизбежность возвращения к культурным условиям времен зарождения европейского проекта и необходимость мира, не перечеркнутого гегемонией и суверенитетом в широком понимании.
Добавлено: 29 января 2018
Статья
Соловьев К. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 2. С. 48-69.

В статье рассматривается понимание концепта «самодержавие» интеллектуалами и представителями высшей бюрократии в конце XIX – начале XX вв. Исследование основано на широком круге источников, как опубликованных, так и архивных.  Отмечается, что получившая широкое признание славянофильская версия «самодержавия», в сущности, предусматривала переформатирование политического режима и проведение масштабных институциональных преобразований. Фактически она служила «камуфлированию» оппозиционных настроений среди высших сановников империи, которые не могли быть слишком откровенными в декларации собственных взглядов. Это была риторика мнимой лояльности. В основе ее лежало категорическое неприятие абсолютистской доктрины, которая по умолчанию была идеологическим фундаментом российской государственности. Критикуя слабо прижившиеся в России институты полицейского государства, сторонники славянофильской версии «самодержавия» вплотную подходили к идее конституционных ограничений царской власти. Они отказывали государству в праве быть единственным демиургом российской истории и настаивали на необходимости установления жестких рамок его деятельности. Все это не было секретом для многих высокопоставленных бюрократов, не сочувствовавших такому взгляду на монархию. Высказывания самих императоров были весьма далеки от славянофильской риторики.  И все же каноническое прочтение «самодержавия» принадлежало не царям, а славянофильствующим мыслителям, работавшим в редакциях журналов и газет или же в министерских канцеляриях. Это лишний раз подчеркивает политическое одиночество верховной власти, которая не могла ожидать однозначной поддержки даже со стороны ближайших сотрудников в лице государственных служащих или даже придворного окружения.  

Добавлено: 8 октября 2019
Статья
Штейнман М. А. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 4. С. 198-205.

Рецензия на новую книгу Святослава Каспэ "Политическая форма и политическое зло" (2016)

Добавлено: 15 июля 2018
Статья
Велижев М. Б., Атнашев Т. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2018. Т. 2. № 3. С. 107-137.

В настоящей статье представлены методологические основания проекта по созданию истории русских общественно-политических языков. В своих разысканиях авторы опираются на подход Кембриджской школы интеллектуальной истории и предлагают развитие этой методологии с учетом опыта ее применения в контексте российской истории. Они дают определения ключевым понятиям и приводят примеры из отечественной и западноевропейской истории, иллюстрирующие теоретические принципы научного подхода. В целом история политической философии в этой перспективе сочетает два основных императива: (а) внимание к доступным языкам или репертуарам как предмету исследования; (б) анализ авторских интенций и риторических ходов внутри исторической ситуации, заданной языковыми конвенциями и высказываниями других участников полемики. Для применения данного подхода к российскому опыту оказываются важными определенные теоретические аспекты, которые почти не были проблематизированы в рамках Кембриджской школы: степень знакомства и доверия политических элит к письменной традиции политической философии, наличие работающих институтов публичной полемики, различные режимы публичности, регулирующие обсуждение политически значимых вопросов на локальном и национальном уровнях.

Добавлено: 5 сентября 2019
Статья
Цыгуров А. С. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 3. С. 170-174.

В рецензии рассматриваются как содержательные, так и методологические инновации в кантоведении, предложенные Н. Стэнгом в его книге "Kant's Modal Metaphysics". Анализируется актуальность и обоснованность применения аппарата современной логики к исследованию кантовского наследия.

Добавлено: 19 ноября 2019
Статья
Порфирьева С. И. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 3. С. 139-151.

Перевод С. И. Порфирьевой под ред. А. В. Марея шестого вопроса "Лекции о магическом искусстве" Ф. де Витории.

Добавлено: 18 сентября 2018
Статья
Винкельман А. М. Философия. Журнал Высшей школы экономики. 2017. Т. 1. № 2. С. 187-198.

В статье будет обосновываться следующий тезис: большинство дилемм моральной философии являются псевдопроблемами. Иллюстрация этому тезису – роман У. Стайрона «Выбор Софи». Главная героиня романа (Софи), находясь во время Второй мировой войны в Освенциме, вынуждена была решить, кто из двух её детей выживет, а кого отправят в газовую камеру. На первый взгляд, речь идёт об этической проблеме, однако этического выбора в подлинном смысле слова тут нет. Мы рассмотрим четыре стратегии решения этой проблемы: кантовскую, гегелевскую, шеллинговскую и витгенштенианскую. Однако ни одна из них не способна разрешить дилемму Софи в терминах философии. В таком случае, мы предлагаем передать её решение в другую область науки, например, психологии или антропологии, и признать бессилие нашего разума дать адекватный ответ. Проблеме Софи следует придать статус регулятивной, т.е. указывающей на то, что мы можем знать, а что нет, в границах моральной философии. 

Добавлено: 19 октября 2017