• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Роль семьи в качестве канала межпоколенческой передачи традиций волонтёрства в современной России

Экономическая социология. 2019. Т. 20. № 3. С. 66-89.

Статья посвящена роли семьи в обеспечении преемственности волонтёр-ства в современной России. Цель статьи состоит в том, чтобы рассмо-треть связь между волонтёрством родителей и участием в нём детей, когда они становятся взрослыми. В зарубежных исследованиях показано, что воздействие семьи на формирование установок в отношении волонтёр-ства является значимым каналом межпоколенческой передачи паттернов просоциального поведения. Согласно одной из точек зрения, восходящей к теории социального научения А. Бандуры, дети моделируют своё просоци-альное поведение, в частности волонтёрское участие, на основе прямого родительского примера. Вторая точка зрения основывается на ресурсной теории и связывает передачу волонтёрских традиций с передачей роди-тельских социальныхресурсов. При этом передача ресурсов может со-четаться с нормативным давлением, неоплачиваемой деятельностью на благо общества. Гипотеза исследования исходит из того, что в России, где волонтёрство пока не стало социокультурной нормой и не связано с передачей ресурсов, преемственность волонтёрства в первую очередь обу-словлена непосредственным влиянием семьи, в частности активным во-лонтёрским опытом родителей.В статье представлены результаты исследования, проведённого на основе всероссийского репрезентативного опроса, подтверждающие данную гипотезу. В современной России меж-поколенческая передача традиций волонтёрства прежде всего связана с непосредственным воздействием родительского волонтёрского опыта. С помощью модели линейной вероятности и логистической модели показано, что активное волонтёрство родителейвсегда значимо и сильно связано с волонтёрством респондентов. Результаты стабильны при изменении спецификации модели и набора контрольных переменных. Прикладное зна-чение полученных результатов состоит в том, что они актуализируют практическую деятельность по раннему формированию у детей и под-ростков мотивации к участию в волонтёрстве, например, разработку се-мейных волонтёрских программ, способствующих передаче родительского волонтёрского опыта.