Статья
Clientelism, social policy, and the quality of democracy
Процессуальное предназначение политических и государственных составляющих полиархической демократии состоит в обеспечении политической, информационной и в целом социальной конкуренции. Только при качественном функционировании демократических порядков может осуществляться постоянный политический и гражданский контроль деятельности власти, что является ключевым условием эффективности противодействия и подавления коррупции.
On the basis of in-depth case studies of four Russian regions, Kirov and Voronezh oblasts and Krasnoyarsk and Perm' krais, the trade-offs among social and economic policy at the regional level in Russia are examined. All four regional governments seek to develop entrepreneurship while preserving social welfare obligations and improving compensation in the public sector. Richer regions have a greater ability to reconcile social commitments with the promotion of business. Regions differ in their development strategies, some placing greater emphasis on indigenous business development and others seeking to attract federal or foreign investment. Governors have considerable discretion in choosing their strategy so long as they meet basic performance demands set by the federal government such as ensuring good results for the United Russia party. In all four regions, governments consult actively with local business associations whereas organized labor is weak. However, the absence of effective institutions to enforce commitments undertaken by government and its social partners undermines regional capacity to use social policy as a basis for long-term economic development.
В статье рассматривается проблема реализации права ребенка на выражение мнения и его взаимосвязь с демократией в России. В первую очередь автор рассматривает соотношение понятий «право на выражение мнения» и «право на участие». Автор рассуждает о том, что может быть сделано для предотвращения дальнейшей «инфантилизации» граждан России. В этой связи рассматриваются культурное восприятие детей, правовое регулирование и практика применения законодательства об участии детей в России.
Интенсивные социальные и культурные изменения в современном обществе тесно связаны с трансформирующейся ролью профессий и их определением в контексте социальной политики на локальном и международном уровнях. Неолиберальные тенденции в управлении социальной политикой с их акцентами на учете потребностей клиента и конкуренции между провайдерами обусловливают изменение требований к услугам специалистов, занятых в здравоохранении и социальной защите. Профессии становятся полигоном выработки новых подходов к управлению, и в то же время они остаются ключевыми игроками политического процесса, участвуют в обеспечении тех видов обслуживания, к которым постоянно апеллируют институты государства всеобщего благосостояния и граждане. Стратегии профессионалов, формулируемые в их собственных интересах, в стремлении монополизировать власть экспертизы, уже не устраивают граждан, чьи возможности выбора, влияния и контроля над профессионалами расширяются. В социальном государстве растет влияние менеджериального контроля над профессионалами, и единственной альтернативой ему может стать объединение специалистов в саморегулирующиеся профессиональные ассоциации, преодолевающие границы организаций и государств. В этой статье мы обсудим концепцию данной книги, остановимся коротко на ключевых теоретических предпосылках и инструментарии исследовательского проекта, в рамках которого подготовлены вошедшие сюда работы.
В статье на базе данных Европейского Социального Исследования (ESS-2008) анализируются запросы населения европейских стран на социальную политику государства, готовность участвовать в ее софинансировании и расхождение между этими показателями. Готовность населения к увеличению налогов, необходимых для финансирования социальной политики государства, а также разность между запросами и готовностью к увеличению налогов значимо зависят от тех институциональных характеристик, которые порождают у людей фискальную иллюзию. Чем меньше коррупции в стране, чем больше прозрачности и открытости в сферах фискальной и социальной политики, тем в большей степени объем социальных услуг, запрашиваемый гражданами этих стран, соответствует их готовности оплачивать свой запрос через налоги.
В этой главе наша задача – проанализировать дискурсы, созданные и воспроизводимые в интеракциях между одинокими матерями и представителями социальных служб. Анализ базируется на интервью с одинокими матерями и социальными работниками, собранными в 2000е годы в Саратовской области, а также официальных документах и публикациях других исследователей. В интервью с матерями мы фокусируемся на вопросах семейного благополучия и интеракций с социальными службами, а с социальными работниками обсуждаем их опыт работы с клиентами. Небольшой обзор статистических данных и понятий социальной политики предваряет обсуждение того, как домохозяйства, возглавляемые матерями, взаимодействуют с социальной политикой. Анализ показывает, что одинокие матери фрустрированы неадекватной помощью и невозможностью улучшить их жизненные ситуации. Социальные работники нередко интерпретируют сложные проблемы как индивидуальные психологические особенности, что приводит к обвинению жертвы, возложению на женщин ответственности за причины социетального происхождения.
Рассматривается отношение между экономическим ростом и демократизацией на теоретическом уровне и в контексте китайской политической реальности. Показано, что такое отношение не линейно и не постоянно, а скорее обусловлено и неустойчиво. Нет научно-обоснованных причин утверждать, что экономический рост приведет к демократии или что демократизация поможет экономическому росту. Нет ничего удивительного в том, что Китай успешно проводит экономические реформы, не демократизируя политический режим. Ожидать экономически-спровоцированной демократизации КНР преждевременно, также как и предполагать, что для дальнейшего экономического роста Китаю нужна демократия.
This volume intends to fill the gap in the range of publications about the post-transition social housing policy developments in Central and Eastern Europe by delivering critical evaluations about the past two decades of developments in selected countries’ social housing sectors, and showing what conditions have decisively impacted these processes.
Contributors depict the different paths the countries have taken by reviewing the policy changes, the conditions institutions work within, and the solutions that were selected to answer the housing needs of vulnerable households. They discuss whether the differences among the countries have emerged due to the time lag caused by belated reforms in selected countries, or whether any of the disparities can be attributed to differences inherited from Soviet times. Since some of the countries have recently become member states of the European Union, the volume also explores whether there were any convergence trends in the policy approaches to social housing that can be attributed to the general changes brought about by the EU accession.
В книге продолжается обсуждение возможных развилок и вариантов российской социальной политики. Большое внимание уделено в книге проблематике бедности, среднего класса, пенсионной реформы и т.д.
Цель данной книги – «переосмыслить демократию». В последние годы в глобальном политическом сообществе и гораздо шире, в средствах массовой информации наблюдается тенденция к сосредоточению на демократии как на «золотом стандарте», по которому измеряется вся политика. Эта книга пересматривает демократию в России и в мире в целом как идею, желаемый идеал и на практике. Серьезной проблемой для России является вопрос, пойдёт ли модернизация в России лучше, если Россия сфокусируется непосредственно на модернизации, не слишком заботясь о демократии? Эта книга исследует широкий круг аспектов этого важного вопроса. Она описывает, как в России ведутся переговоры, описывает, как россияне воспринимают отличия собственного опыта от китайского, где реформы и модернизация были продолжены с большим успехом, не взирая на демократию; и приходит к взвешенному выводу о том, как эта проблема может быть решена в России.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Проблема курения в России приводит к значительным социально-экономическимпотерям для всего общества. Однако благодаря присоединению в 2008 г. к Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табакапоявилась возможность уже в ближайшем будущем изменить российское законодательство в соответствии с международными стандартами. В настоящей статье проводится анализ мер государственного регулирования, предусмотренных вКонвенции, и рассматривается их эффективность. В частности, на основаниианализа зарубежного опыта дается оценка таким мерам, как ограничение куренияв общественных местах, запрет на рекламу и спонсорство табачной продукции,повышение акцизов на табак и т.д. Также рассматриваются трудности, возникающие при осуществлении данных мер на практике, и степень принятия их населением. Проведенный анализ позволяет заключить, что для осуществления целого ряда мер, доказавших свою эффективность во многих странах, государству нетребуются финансовые затраты, а лишь политическая воля.
В статье рассматриваются проблемы влияния внешних условий при оценке эффективности государственного сектора методом Data Envelopment Analysis. На примере системы здравоохранения в российских регионах в 2011 г. проводится сравнительный анализ современных методов учета внешних условий. Предлагается перспективная методика коррекции оценок эффективности, полученных методом DEA. Несмотря на преимущества DEA-анализа как инструмента оценки эффективности государственной власти, его применение связано с рядом методологических трудностей. Учет нескольких факторов, влияющих на эффективность, требует применения более сложных методов, наиболее перспективным из которых является кластеризация изучаемых DMU по набору признаков и построение локальных границ производственных возможностей. Применение регрессионного анализа для коррекции оценок в настоящее время требует более глубокого изучения, поскольку не исключена возможность появления систематических ошибок в коррекции. Наиболее перспективным подходом представляется сочетание коррекции исходных показателей и кластеризации, дополненное многостадийным анализом. Рассмотрение нескольких стадий преобразования ресурсов общества в общественно полезный результат позволит локализовать слабые стороны работы государственной организации.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.