Статья
Towards an integration of models of discrimination of immigrants: From ultimate (functional) to proximate (sociofunctional) explanations
We integrated models of discrimination of immigrants by combining established approaches to prejudice and discrimination towards immigrants (proximate explanations) using assumptions of Evolutionary-Coalitional Theory (ultimate explanations). Based on this perspective, right-wing authoritarianism (RWA), social dominance orientation (SDO), and multicultural ideology (MCI) were considered as sociofunctional motives for attitudes towards immigrants. We examined relationships between individual differences in beliefs about the social world (dangerous worldview and competitive worldview) as more distal antecedents, and RWA, SDO, and MCI as more proximal antecedents, and the endorsement of discrimination of immigrants in the socioeconomic domain by Russian majority group members as the outcome. Data were collected among 576 participants from 33 regions in Russia, using online social media. MCI predicted endorsement of discrimination of immigrants by Russian majority group members better than did RWA and SDO. SDO predicted only economic aspects of the endorsement of discrimination. The results are discussed within the Russian context, with its ethnically diverse composition of the population and high migration rates.
Представлены результаты кросс-культурного исследования имплицитных теорий инновативности у студентов и учителей, представителей трех этнокультурных групп: русские, народы Северного Кавказа (чеченцы и ингуши) и тувинцы (N=804). Выявлены межгрупповые различия в имплицитных теориях инновативности: у русских респондентов и у студентов более выражены индивидуальные теории инновативности, у респондентов из Северного Кавказа, Тувы и учителей более выражены социальные теории инновативности. С помощью моделирования структурными уравнениями построена культурно-универсальная модель влияния ценностей на имплицитные теории инновативности и на установки по отношению к инновациям. Ценности Открытости изменениям и индивидуальные теории инновативности способствуют позитивному отношению к инновациям. Результаты исследования показали, что имплицитные теории инновативности различаются в разных культурах, а ценности оказывают разное влияние на отношение к инновациям и опыт инновативной деятельности в разных культурах.
Социальные верования — это представления о том, какова сущность других людей, как они ведут себя по отношению к окружающим и как надо отвечать на их действия. К их числу относится вера в опасный мир (убеждение в том, что общество хаотично, непредсказуемо и агрессивно) и конкурентный мир (убеждение человека в том, что окружающие люди лгут, манипулируют им и стремятся «обыграть» его). В данной статье представлены результаты исследования, посвященного проверке структурной валидности русскоязычной версии опросников Дж. Даккита для измерения веры в опасный и конкурентный мир. В исследовании приняли участие студенты московских, подмосковных и казанских вузов, а также сотрудники коммерческих организаций (N=1938, Mвозраст = 20.24, SDвозраст = 4.64). Респонденты заполняли переведенные на русский язык версии опросника для измерения веры в опасный мир, который включал в себя 12 утверждений, и опросника для измерения веры в конкурентный мир, который состоял из 20 утверждений. Для обработки результатов использовался эксплораторный и конфирматорный анализ. Анализ данных, касающихся веры в опасный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает полная двухуровневая модель, при которой все утверждения образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В то же время анализ данных, касающихся веры в конкурентный мир, показал, что наибольшей структурной валидностью обладает сокращенная двухуровневая модель, при которой 12 утверждений образуют два первичных фактора, которые, в свою очередь, объединяются в один вторичный фактор. В обсуждении рассматривается культурная специфика русскоязычной версии опросников для измерения социальных верований.
Сборник «Непосредственные вопросы» включает пресс-релизы всероссийских репрезентативных опросов (полевые работы ФОМ, Омнибус-Пента, выборка 1500 человек) с комментариями представителей духовенства, журналистов, общественно известных людей и представителей научного сообщества.
В этой статье рассматриваются межкультурные отношения в Республике Северная Осетия-Алания (РСO-A). Исследование основано на теории аккультурации Дж. Берри, в исследовании проверяются гипотезы и используются шкалы, разработанные в проекте МИРИПС (http://www.victoria.ac.nz/cacr/research/miripsРСО-А является наиболее благоприятным местом для проживания русских на Северном Кавказе, потому что отношение к русскому меньшинству в РСО-А не являются дискриминационными. В этом исследовании мы проверяли гипотезу мультикультурализма, гипотезу интеграции, гипотезу контакта и гипотезу воспринимаемой угрозы / дискриминации. Выборка включала представителей этнического большинства - осетин (N = 340) и представителей этнического меньшинства - русских (N = 344). Обработка данных была проведена с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM) отдельно для этнического меньшинства и для этнического большинства, и далее модели сравнивались друг с другом. Результаты показали, что воспринимаемая безопасность у русских (этнического меньшинства), а также осетин (этническое большинство) способствовала поддержке мультикультурной идеологии, толерантности и взаимной интеграции. Количество и частота дружественных межкультурных контактов положительно и значимо взаимосвязана с предпочтением интеграции как у осетин, так и у русских. Стратегия интеграции и ожидание интеграции способствовали самооценке в обеих группах. Кроме того, высокий уровень воспринимаемой угрозы среди осетин и воспринимаемой дискриминации среди русских способствовал предпочтению ассимиляции. В целом результаты исследования подтвердили гипотезу мультикультурализма,, гипотезу интеграции и гипотезу контакта.
В этом исследовании рассматриваются межкультурные отношения в Северо-Кавказской республике Дагестан (РД). Дагестан является наиболее поликультурной и полилингвальной республике Российской Федерации. В исследовании использовались гипотезы и шкалы, разработанные в Проекте МИРИПС (http://www.victoria.ac.nz/cacr/research/mirips). Цель исследования состояла в проверке трех гипотез: гипотезы мультикультурализма, гипотезы интеграции и гипотезы контакта. Мы также рассмотривали роль стратегии сепарации в межкультурных отношениях. В выборку вошли члены наиболее многочисленных этнических групп РД: аварцы (N = 100), даргинцы (N = 116), русские (N = 101) и члены других этнических групп, таких как кумыки, лезгины, табасараны, лакцы (N = 121). Обработка данных осуществлялась с использованием моделирования структурными уравнениями (SEM) отдельно для этнических групп и для всей выборки. Результаты показали, что воспринимаемая безопасность способствовала поддержке мультикультурной идеологии, толерантности и интеграция на всей выборке. Гипотеза контакта не получила подтверждения количество и частота дружественных межкультурных контактов не оказывает значимого влияния на толерантность на общей выборке. Предпочтение стратегии интеграции способствовало удовлетворенности жизнью и самоуважению на всей выборке. Мы также обнаружили, что стратегия сепарации положительно взаимосвязана с удовлетворенностью жизнью среди некоторых этнических групп Дагестана
Рассматриваются межкультурные отношения принимающего населения (N = 651) и инокультур- ных мигрантов (N = 378) в г. Москве. В исследовании проверяются три гипотезы, объясняющие аккультурацию и межкультурные отношения в поликультурных обществах: гипотеза мультикульту- рализма, гипотеза интеграции и гипотеза контакта. Полученные данные обрабатывались отдельно на выборках русских, проживающих в Москве и мигрантов при помощи процедуры моделирова- ния структурными уравнениями, полученные модели для обеих выборок сравнивались. Резуль- таты показали, что такие факторы как воспринимаемая безопасность, межкультурные контакты, принятие мультикультурной идеологии, аккультурационные стратегии и ожидания оказывают значимое влияние на взаимную аккультурацию и отношения принимающего населения Москвы и мигрантов. Сделано заключение о том, что усилия по улучшению взаимоотношений между миг- рантами и принимающим населением должны быть направлены на повышение базового чувства безопасности и принятие мультикультурной идеологии у тех и других.
Изучение использования возможностей Интернета и компьютера студентами проводится в разных странах. Поднимая вопрос о взаимодействии информационной среды и национальной культуры, в статье рассматриваются особенности применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) студентами России. В работе представлены результаты анализа данных собранных в ходе проекта «Кросс-культурное исследование процесса становления новой образовательной культуры в России и Германии» в 2008-2009 гг. (выборка в 825 студентов из 18 университетов России). Обсуждаются особенности использования российскими студентами Интернета, в том числе проблема плагиата, доступность различных технологий в университете, привлекательность категорий использования компьютера и Интернета, гендерная специфика использования информационно-коммуникационных технологий.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Статьи данного сборника написаны на основе докладов, сделанных в 2011 г. на социологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова на заседании XIV Междисциплинарного ежегодного научного семинара "Математическое моделирование социальных процессов" им. Героя Социалистического труда академика А.А. Самарского.
Издание предназначено для научных сотрудников, преподавателей, учащихся вузов и научных учреждений РАН, интересующихся проблемами, разработкой и внедрением методологии математического моделирования социальных процессов.