?
Social Competitiveness of the Youth and Their Perceptions of the Socio-Cultural Environment (Based on Research in a Large Siberian Region)
Цель статьи состоит в анализе социальной конкурентоспособности молодежи в контексте ее представлений о своей социокультурной среде. Социокультурная среда в исследовании репрезентирована представлениями респондентов о преобладании определенного типа общества на трех уровнях: Россия в целом, регион, предприятие (учебное заведение). Социальная конкурентоспособность молодежи практически не изучена
отечественными социологами. Данный феномен в статье трактуется как способность социального актора к достижению своих целей в обществе в условиях соперничества с другими. Эмпирической базой выступает исследование, проведенное в 2016 г. в Красноярском крае по репрезентативной выборке методом формализованного интервью среди 1000 респондентов. В статье показано, что наиболее конкурентоспо-
собна та молодежь, которая воспринимает свою социокультурную макросреду (российское общество в целом) как доиндустриальное, феодальное или индустриальное, капиталистическое. Авторы делают предположение, что социокультурная среда конкурентоспособности молодежи максимально соответствует современному со-
стоянию российского общества, что влечет за собой вывод о специфичности социокультурной среды деятельности различных социальных акторов и перспективности ее дальнейшего исследования для выявления малоизученных механизмов детерминации их социальной успешности.