?
Переживания в учебной деятельности и их связь с психологическим благополучием
В статье представлен анализ эмпирических данных о взаимосвязи характера переживания учёбы с психологическим благополучием учащегося и с эффективностью учебной деятельности. Данные были получены с помощью предлагаемой методики диагностики переживаний в деятельности (ДПД) и ряда дополнительных методик (ШПАНА, ООС, СЖО, ШУдЖ и др.). Приведены результаты четырех исследований. Первое посвящено психометрической валидизации опросника ДПД. Результаты подтвердили конструктную валидность предложенной модели переживания. Второе исследование посвящено сравнению переживаний в разных видах деятельности (учебной и досуговой). Различия в структуре корреляций разных переживаний между собой подтвердили гипотезу о переживании как элементе структуры деятельности (а не структуры личности). В описании третьего исследования представлены данные о связи переживаний в учебной деятельности с чертами личности и академической успеваемостью. Лишь переживание удовольствия обнаружило связь с показателем успеваемости. Наконец, целью последнего исследования было выявить на материале объединенной выборки структуру и надежность методики ДПД с помощью КФА, выявить связь переживаний с показателями субъективного благополучия. Показатели удовольствия и смысла тесно связаны друг с другом и отрицательно связаны с показателем пустоты, тогда как показатель усилия показал крайне слабые связи с тремя другими показателями. Переживания удовольствия и осмысленности демонстрируют предсказуемые прямые связи (показатель пустоты – обратные связи) с индикаторами благополучия.