• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдены 62 публикации
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Жилинская А. В. Психологическая наука и образование. 2010. № 2.

В статье рассматриваются условия осуществления целеполагания, определяются причины отклонения от заявленной цели, описываются сложности целеполагания у старших подростков. Приводятся результаты исследования, в котором приняли участие 65 учеников школы мыследеятельностной педагогики в возрасте от 13 до 18 лет. Показывается, что подростки не доводят до конца реализацию своей инициативы из-за несформированности цели действия, поскольку ими не осознаются культурные основания выбранного образа будущего и не учитываются социальные условия достижения цели. Показывается также, что на формирование цели и ее устойчивости в подростковом возрасте значительное влияние оказывает взаимодействие со взрослым.

Добавлено: 8 февраля 2016
Статья
Веракса А. Н., Кондратичев А., Рассказова Е. И. Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 1. С. 137-155.

Статья посвящена проблеме изучения мотивации развития/завершения карьеры юных спортсменов. Описаны этапы спортивной карьеры. В качестве одного из факторов мотивации рассматривается удовольствие. На выборке из 225 спортсменов, представляющих 28 различных видов спорта, была проведена апробация опросника «Роль удовольствия в завершении спортивной карьеры» и выявлены факторы, связанные с возможным уходом из спорта. Данная методика предоставляет информацию о субъективных причинах ухода из спорта, связанных, в первую очередь, с потерей удовольствия от занятий. Исследование показало, что дети в возрасте 13–14 лет в среднем на 26 % чаще готовы покинуть спорт, чем начинающие или взрослые спортсмены. Описываемый инструмент направлен на прогнозирование профессионального пути спортсмена. Он может быть востребован тренерами и психологами, поскольку поможет им получить необходимую информацию о приоритетах спортсмена, которыми он руководствуется, принимая решение о продолжении или окончании своей карьеры.

Добавлено: 22 октября 2016
Статья
Обухов А. С., Булин-Соколова Е. И., Семенов А. Л. Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 207-225.

В статье обозначены базовые принципы построения новой модели педагогического образования в контексте решения актуальных задач развития общества и модернизации всей системы образования. Разрабатываемый рефлексивно-деятельностный подход направлен на поиск оптимальных путей развития субъектности студента через деятельностное погружение его в практику. Данный подход предполагает объединение обучения, практики и исследования как трех взаимосвязанных компонентов профессионализации и личностного развития студента. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают реализацию этого подхода. Авторы делятся первыми результатами, полученными в рамках реализации в МПГУ федерального проекта модернизации педагогического образования.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Иванов М. В., Багратиони К. А. Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 284-297.

В статье рассматривается научная проблема феномена «блуждающего разума» в междисциплинарном аспекте. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что «блуждающий разум» является причиной ошибок внимания при выполнении когнитивных заданий, как в лабораторных условиях, так и в профессиональной и повседневной деятельности. Отмечается роль «блуждающего разума» в моделировании личного психологического будущего. В рамках концептуальных воззрений Д. Канемана на природу мышления, «блуждающему разуму» отводится роль условия возникновения в процессе мышления креативных способов решения неоднозначных задач («творческих инсайтов»). Исходя из методологических положений Б.Ф. Ломова, обосновывается целесообразность рассмотрения проблемы «блуждающего разума» наряду с социально-психологическими характеристами группы (такими как, например, инкорпоративность), в которую включены субъекты, находящиеся в исследуемом состоянии.

Добавлено: 1 ноября 2013
Статья
Федотова В. А. Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 94-103.

Представлены результаты исследования, направленного на выявление взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян. Предполагалось, что существуют различия во взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян. Респондентами были 100 человек, половина из которых – представители взрослого поколения (33–72 года), а другая – представители современной молодежи (19–28 лет). С помощью следующих средств: методика исследования ценностей культуры (Ш. Шварц) и методика «Этика делового взаимодействия» (Н.М. Лебедева), были выявлены межпоколенные различия в ценностных приоритетах, а также межпоколенные различия в представлениях о деловой этике россиян. Также установлены и описаны взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике на общей выборке российских респондентов. Показано, что существуют различия во взаимосвязи между ценностями и представлениями о деловой этике у разных поколений россиян.

Добавлено: 20 марта 2013
Статья
Хачатурова М. Р., Кузьмичева Ж. Э. Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 38-48.

Представлены результаты проверки гипотезы о влиянии аффективных, когнитивных и ситуативных факторов на принятие решений. Описан эксперимент, в котором был смоделирован процесс ведения переговоров с помощью «дилеммы заключенных» из теории игр. В исследовании приняло участие 150 испытуемых – 86 женщин и 64 мужчины, средний возраст – 20,6 лет. Результаты исследования показали, что положительные эмоции увеличивают вероятность принятия решения в пользу стратегии сотрудничества. При отрицательных эмоциях оппоненты склонны выбирать стратегию конфронтации. При формировании эффекта установки, направленной на выбор стратегии сотрудничества, увеличивается вероятность принятия решения в соответствии с этой установкой. При дефиците времени оппоненты выбирают стратегию конфронтации. На основе полученных результатов может быть сформулирован ряд практических рекомендаций и программа психологического тренинга.

Добавлено: 1 июня 2015
Статья
Мальцева Д. В., Дымарская О. Я., Задорин И. В. и др. Психологическая наука и образование. 2012. № 3.

Статья подготовлена на основе результатов социологического исследования «Жизненные стратегии и реализованные траектории одаренных детей (социальные факторы реализации одаренности)», проведенного лабораторией мониторинговых исследований Московского городского психолого-педагогического университета в августе–ноябре 2011 г. В качестве объекта исследования выступали выпускники 2000–2003 гг. школ Москвы для одаренных детей. В ходе исследования была собрана количественная информация о 58 (метод скрининг-опроса) и качественная – о 33 (метод биографического интервью) учащихся школ для одаренных детей. Были изучены жизненные траектории интеллектуально одаренной молодежи и проанализировано влияние социальных факторов на их реализацию в области профессионального образования.

Добавлено: 29 сентября 2015
Статья
Бочавер А. А., Вербилович О. Е., Павленко К. В. и др. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 32-40.

На материале 20 интервью с родителями школьников рассматриваются установки и стратегии родителей по отношению к дополнительному образованию. В контексте трех выделенных типов вовлеченности детей в дополнительное образование - высокой, мерцающей и низкой – обсуждаются варианты осмысления родителями функций дополнительного образования, обсуждаются родительские практики контроля над детским обучением и поддержания детской мотивации, сравниваются представления родителей о задачах, решаемых с помощью разных направлений занятий (иностранные языки, спорт и танцы, изобразительные искусства, закрепление школьной программы с помощью репетиторов, освоение компьютера). Обсуждаются используемые среди родителей детей, характеризующихся высокой вовлеченностью в дополнительное образование, стратегии «максимального» и «оптимального» насыщения внешкольного образовательного пространства. Обосновывается значение семьи в том, как организуется образовательное пространство ребенка, поскольку именно семья - в первую очередь, родители ребенка - являются инициаторами, организаторами, субъектами выбора тех или иных занятий.

Добавлено: 1 октября 2018
Статья
Башев В. В., Фрумин И. Д. Психологическая наука и образование. 1997. № 1.
Добавлено: 28 октября 2013
Статья
Ясная В. А., Замуруева И. Психологическая наука и образование. 2012.
Добавлено: 23 января 2013
Статья
Радина Н. К. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 5. С. 124-132.

В основе статьи лежит эмпирическое исследование, цель которого – определение детерминант, влияющих на сохранение проблематики научной школы ее выпускниками, выполненное на примере научной школы У.В. Ульенковой (школа формулирует уникальный подход к психодиагностике и коррекции детей с задержкой психического развития - ЗПР). Гипотеза исследования заключена в предположении о высокой результативности тех выпускников, кто содержательно сохранил проблематику и направление исследований основателя школы.

В процессе исследования была реконструирована сеть из 42 выпускников изучаемой научной школы, собраны данные относительно их научной продуктивности, включая показатели публикационной активности в РИНЦ. Было выявлено, что сохранение «научной программы» научного руководителя не типично для данной сети выпускников, а ориентация на изучение проблем детей с ЗПР тесно связана с непосредственным цитированием работ У.В. Ульенковой и с цитированием работ других участников аспирантской сети. Ключевая роль в статье отводится социальному капиталу аспирантской сети: готовность к соавторству, готовность читать и цитировать работы других выпускников аспирантской школы положительно коррелируют со всеми основными показателями научной продуктивности исследуемой сети.

Добавлено: 24 марта 2018
Статья
Купрейченко А. Б., Шляховая Е. В. Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 370-380.

В статье делается попытка объяснить природу информации с позиций социальной психологии, а также природу электронных масс-медиа как нового социального феномена. Излагается авторское понимание информации, основанное на принципах классической теории информации и психосемантики, а также понимание природы доверия к информации. Исследуется информация, передаваемая электронными масс-медиа – онлайн СМИ, в соответствии со следующей гипотезой: в доверии к информации наиболее значимым является компонент «надежность»; значимость свойств информации, составляющих компонент «надежность», определяется спецификой предпочитаемого электронного масс-медиа и видом информации. Общий объем выборки – 304 человека: 116 человек приняли участие в пилотном исследовании с целью разработки и апробации авторских методик и 188 человек – в основном исследовании с целью получения окончательных выводов. Представленные в статье данные являются частными результатами обширного исследования, изучающего социально-психологические факторы доверия пользователей к информации (на примере электронной массовой коммуникации).

Добавлено: 28 мая 2012
Статья
Москвичева Н. Л., Реан А. А., Костромина С. Н. и др. Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 3. С. 5-18.

Обосновывается введение конструкта «жизненная модель» как фрагмента жизненного сценария в конкретной сфере жизнедеятельности человека и описывается разработка инструментария для его изучения.Приведены результаты исследования жизненных моделей молодежи в сфере отно­шений (на выборке, состоящей из 100 студентов СПбГУ, средний возраст 21±1,1 лет) по параметрам: потребность в создании семьи и поддержании близких отношений, представления о характере отношений в будущей се­мье (распределение ответственности и власти), ориентация на жизненное пространство семьи в сравнении с представлениями студентов о жизнен­ных моделях своих родителей.Дается характеристика влияния родитель­ской семьи на выстраивание молодежью жизненных сценариев.Показано, что преемственность жизненных моделей обнаруживается в желании вос­произвести родительскую модель эмоциональной близости в отношениях молодыми людьми, оценивающими отношения в своей семье как благо­получные, тогда как в профессиональной сфере подобной преемственно­сти не выявлено.Описаны пять вариантов жизненных моделей молодежи.Показана ведущая роль близости/дистантности с родительской семьей в их содержании, подтвердившая принципиальное значение ориентации ре­спондентов на близость с родительской семьей.

Добавлено: 20 августа 2019
Статья
Жилинская А. В. Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 1.

Проанализированы психологические исследования, позволяющие рассмотреть Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста. Исходя из понимания самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, сформулирован набор задач подросткового возраста. Показано, что для успешного решения подростками в Интернете задач возраста должны быть сконструированы ориентированные на это среды. Интернет как среда социализации подростка характеризуется большой степенью разнородности и неуправляемости. Поведение подростков в Интернете зависит от социального и культурного контекста, в котором они живут. Появление Интернета предъявляет новые требования к медиа- компетентности подростка и его окружения. Подростки сталкиваются в Интернете с разнообразными рисками. Важнейшим ресурсом для благополучного развития подростка является наличие человека, которому он доверяет, с которым он может посоветоваться в сложных ситуациях. Перспектива исследования связана с созданием Интернет-ресурсов, способствующих решению подростками возрастных задач, а также с картированием Интернета с точки зрения его развивающего потенциала.

Добавлено: 8 февраля 2016
Статья
Болотов В. А., Рубцов В., Фрумин И. Д. и др. Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 5. С. 13-28.

Проект модернизации педагогического образования инициирован Минобрнауки России в 2014 году и включал несколько проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне, в которых приняли участие 45 вузов России. Для ока¬зания экспертно-аналитического сопровождения реализации проектов модернизации педагогического образования на межрегиональном уровне созданы Ресурсный центр на базе Оператора проекта, МГППУ, и соисполнителя Оператора, НИУ ВШЭ, портал сопровождения проектов модернизации педагогического образования "педагогическое образование.рф". В ходе реализации проекта разработаны и апробированы четыре модели подготовки педагогических кадров в проектах прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, академического бакалавриата и исследовательской магистратуры. За два года разработано более 110 новых модулей основ¬ных профессиональных образовательных программ. Новые модули прошли апробацию в 13 вузах-участниках проектов и в 32 вузах-соисполнителях проектов. В апробации новых модулей приняло участие более 6000 студентов. Проведено повышение квалификации более 5000 участников и исполнителей проектов по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры в соответствии с уточненными требо¬ваниями к условиям их реализации. В апробации независимой оценки сформированности профессиональных компетенций приняло участие 3603 студента.

Добавлено: 20 ноября 2015
Статья
Королева Д. О. Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. С. 28-37.

Представлен аналитический обзор зарубежных исследований использова- ния социальных сетей в педагогической практике. Приводится описание социальных медиа как потенциального нового ресурса, обеспечивающего организацию системы взаимодействия учителя и ученика, группового общения школьников и студентов, повышения вовлеченности учащихся в процесс обучения. Показано, что сервисы социальных сетей соответствуют возрастному запросу подростков – стремлению к интимно-личностному общению. Для обзора были отобраны публикации о соцсетях в образовании за последние три года, удовлетворяющие критерию подробности описания эмпирических исследований. Сопоставительный анализ показал, что социальные медиа используются двумя основными способами: 1) для поддержки и операционализации имеющихся форм учебной работы и 2) для преобразования учебного процесса. Подтверждается наличие «цифрового разрыва» между учащимися и учителями не в пользу последних: описанные положительные результаты связаны с большим разнообразием деятельности учащихся, а отрицательные – с низкой технологической грамотностью и более высокой загруженностью педагогов. 

Добавлено: 31 марта 2015
Статья
Байбурин Р. Ф., Каспржак А. Г., Филинов Н. Б. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 4. С. 5-20.

Обсуждаются результаты исследования, выполненного в рамках проектов, реализуемых сотрудниками Центра развития лидерства в образовании Института образования и факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ в 2017—2018 гг. Исследование проводилось в двух университетских городах Российской Федерации — Москве и Томске — по методологии Алана Роу. Предметом изучения стали стили принятия управленческих решений директорами общеобразовательных школ. Исследование ставит целью сделать выводы о кадровой политике в образовательных системах этих двух городов, индикатором которой, по мнению авторов, может быть выраженная доля руководителей образовательных организаций, использующих определенный стиль принятия управленческих решений в совокупной выборке. Данные, полученные в ходе анализа анкет, сопровождаются результатами проведенных фокус-групп и интервью среди директоров школ и членов их управленческих команд. Полученные результаты позволяют увидеть тренды кадровой политики последних лет в образовательных системах изучаемых городов. руководителей образовательных организаций, использующих определенный стиль принятия управленческих решений в совокупной выборке. Данные, полученные в ходе анализа анкет, сопровождаются результатами проведенных фокус-групп и интервью среди директоров школ и членов их управленческих команд. Полученные результаты позволяют увидеть тренды кадровой политики последних лет в образовательных системах изучаемых городов.

Добавлено: 9 ноября 2018
Статья
Болотов В. А. Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 32-40.

Рассматриваются возможности физической среды, создающей условия для включения каждого ребенка в процесс обучения и социального взаимодействия. Показывается, что физическая среда – это важнейший фактор развития человека, заключающий в себе потенциал для поддержания психологического благополучия и возможностей че- ловека. Обращается внимание, что важно изучение не только социального аспекта жизненной среды, но и ее материальной составляющей. Раскрываются основные понятия и механизмы процесса взаимодействия человека и среды в качестве основы формирования инклюзивного пространства. Авторами предполагается, что такие понятия, как дружественность и инклюзивность сред, тесно взаимосвязаны, имея общие основания в принципе соответствия среды возможностям и особенностям человека. Также обсуждается возможная модель физической среды инклюзивного пространства, основанная на принципах взаимодействия человека и жизненного пространства и идеях универсального дизайна. Делается вывод, что для создания условий равного доступа к образованию необходимо учитывать особенности физической среды с точки зрения ее дружественности к каждому ученику.

Добавлено: 11 января 2016
Статья
Рубцов В., Дубровина И., Забродин Ю. и др. Психологическая наука и образование. 2007. № 1. С. 69-89.

Статья раскрывает цели, задачи, основные принципы и направления модернизации системы психолого-педагогической и медико-социальной помощи обучающимся в образовательных организациях среде с учетом тенденции мирового развития и новых социальных требований в этой области. Без такого обновления невозможно обеспечить высокое качество и доступность образования в России для всех категорий детей и молодежи, а также снизить рост напряженности в обществе и уменьшить структурную безработицу. Авторы статьи намечают развитие нормативно-правовой базы системы психологического обеспечения образования и организационные основы этой системы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также принципы ее финансирования.

Добавлено: 11 сентября 2014
Статья
Корнилова Т. В., Корнилов С. А., Чумакова М. А. Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 55-68.

На студенческой выборке (n=150) исследовались профили успешности обучения в рамках отдельной базовой дисциплины. При использовании экспертных оценок и IRT-подхода в отношении результатов контроля знаний, осуществленного на основе выполнения студентами закрытых и открытых задач, требующих проявления академического интеллекта, практического интеллекта и креативности, были получены лонгитюд- ные и итоговые показатели успешности обучения. Построение иерар- хических линейных моделей кривых роста успешности обучения вы- явило неоднородность динамики изменения успешности выполнения различных видов заданий. С помощью Q-факторного анализа были получены четыре основных профиля успешности обучения студентов, для каждого из которых характерно определенное сочетание сильных и слабых сторон учащихся. В минилонгитюде были установлены схо- жие линии развития аналитической и практической успешности обуче- ния – их последовательный рост. Успешность же выполнения открытых творческих заданий демонстрирует принципиально иную динамику – по мере накопления знаний возможность оригинального их исполь- зования в приложении к неопределенному материалу сначала резко падает, а затем снова возрастает к концу обучения. 

Добавлено: 9 ноября 2015
Статья
Сычев О. А., Гордеева Т. О., Лункина М. В. и др. Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 6. С. 5-15.

В статье представлены результаты разработки многомерной шкалы удовлетворенности жизнью у детей младшего школьного возраста на основе опросника MSLSS Е.С. Хюбнера. Методика позволяет получить оценку удовлетворенности жизнью по пяти шкалам: «Семья», «Школа», «Учителя», «Я сам», «Друзья», а также общий показатель удовлетворенности жизнью. На детях младшего школьного возраста (3-4 класс, N=483) показаны надежность и валидность методики. Пятифакторная структура методики подтверждается с помощью конфирматорного факторного анализа. Все шкалы опросника обладают высокой надежностью (0,82<α< 0,89) и демонстрируют ожидаемые связи с показателями субъективного благополучия и различными шкалами самооценки, оцененными с помощью методики Дембо-Рубинштейн. В статье представлены текст опросника, а также нормативные данные для детей младшего школьного возраста.

Добавлено: 20 декабря 2018