Статья
From Russia with Love The First Russian Studies on the Art of Southern Caucasus
The article investigates the perception of the cultural and artistic production of the Southern Caucasus, after the annexation of Georgia in 1801, by three highly educated intellectuals of the time: the Metropolitan Evgeniy Bolkhovitinov, the historian Platon Ioseliani and the artist and architect Grigory Gagarin. Their writings reveal a latent concept of historical pre-eminence of the Caucasian region, and Georgia in particular, as a cultural and sacred outpost of two countries, the Byzantine Empire and the Empire of the Russian Monarchs of the 19th century.
Анисимов Е. В. отмечает высокий уровень книги Татьяны Таировой-Яковлевой (особенно разделов по истории собственно Украины). При этом он отметил, что проблема измены И. Мазепы может иметь более широкую трактовку, и с моральной точки зрения факт измены несомненен.
Бесов А. Г. считает главной особенностью книги Татьяны Таировой-Яковлевой о гетмане Мазепе преобладание телеологии над историей. Постановка вопроса о ≪российско-украинских отношениях≫ в конце XVII – начале XVIII в. как отношениях двух государств ему представляется ошибочной.
Каменский А. Б. полагает, что это исследование является серьезной попыткой создания научной биографии И. Мазепы. В ряде случаев автору удалось убедительно опровергнуть некоторые из закрепившихся в историографии мифов. Появление книги, как можно надеяться, послужит стимулом для других исследователей, которым придется считаться с предложенной концепцией.
Каревин А. С.: книга Т. Г. Таировой-Яковлевой содержит значительное количество ошибок, противоречий, необоснованных выводов. Эти недостатки не позволяют считать рассматриваемую книгу состоявшимся научным исследованием.
Кочегаров К. А.: новое издание о Мазепе наряду с отдельными ценными наблюдениями и выводами содержит положения, с которыми нельзя согласиться. Говоря о книге в целом, стоит отметить, что общая концепция исследования грешит заметной идеализацией образа Мазепы и его политики. Кроме того, автор чрезмерно переоценивает значение Московских статей и роль гетмана в перевороте 1689 г., в значительной степени преувеличивает участие Мазепы в русской внешней политике, ошибочно принимает отдельные меры русского правительства по централизации военного управления за ≪административную реформу Гетманщины≫. Не доказанной представляется также заявленная активная роль гетмана в церковных преобразованиях Петра.
Курукин И. В.: несмотря на приведенные автором данные об административной реформе 1707 г., остается непонятным, была ли реально ликвидирована украинская автономия. Остается спорным вопрос о степени поддержки Мазепы населением Украины и казацкой старшиной. Присоединенные к России силой прибалтийские провинции сумели сохранить на полтора столетия свою автономию –но при этом немецкие дворяне верно той же империи служили. Разнородная же по происхождению украинская старшина, как будто, не смогла выработать ≪правил≫ корпоративного поведения и сословной солидарности.
Плохий С.: Миф Мазепы-предателя подвергся серьезному испытанию в горниле научной и творческой лаборатории Т. Г. Таировой-Яковлевой. Автор обсуждаемой здесь книги смогла показать более полно, чем кто-либо из ее предшественников, сложность личного, общественного и геополитического выбора, который пришлось делать Ивану Мазепе. Это, если можно так выразиться, наиболее ≪сбалансированная≫ книга о гетмане, которую мне приходилось читать.
Чухлиб Т. В.: Нарушение присяги монарху российского государства украинским гетманом было истолковано Иваном Мазепой и его правительством как акция против тирании Петра I. Поэтому гетман имел право отказаться от высокого покрвительства царя и искать для себя, как вассала, другого сюзерена. Этот вывод T. H. Таировой-Яковлевой представляется адекватными и раскрывает логику действий украинского лидера.
Том “Empire Speaks Out” является результатом коллективного меужднародного исследовательского проекта, цель которого было реконструировать истоки и изменения в модусах и языках самоописания и репрезентации гетерогенного политического и культурного пространства Российской империи. Особенностью книги является ее подход – обращение к периоду динамических изменений на разных этапах существования Российской империи. для того, чтобы выявить столкновение языков самоописания и языков рационализации империи, в результате которого и рождалась нововременная семантика империи. Главы книги описывают языки рационализации империи и имперского разнообразия в сфере публичной политики и парлдмаентаризма, публичного права, образования, научного знания (этнография, антропология, экономика), социальных институтов и самоорганизации.
В статье анализируется роль и значение российских чиновников татарского происхождения в сборе сведений о государственности и праве среднеазиатских ханств – Бухарского, Хивинского, Кокандского – в XVIII–XIX вв. В качестве примеров разобрана деятельность трех служащих Оренбургской пограничной комиссии – М.Бекчурина, М.Аитова и И.Батыршина. Двое первых из них выполняли дипломатические поручения в среднеазиатских ханствах, третий взаимодействовал с информаторами из указанных ханств. Всех трех объединяет то, что они были тюрками и мусульманами. Это, во-первых, располагало к ним население ханств (включая и представителей их властных элит) и позволяло собрать больше полезной информации. Во-вторых, будучи сами представителями тюрко-мусульманской культуры, они были способны лучше понять и оценить уровень политико-правового развития ханств Средней Азии и объективно отразить эти сведения в отчетах для своего руководства. Также необходимо отметить, что принадлежность к тюрко-мусульманскому миру по происхождению никоим образом не влияла на качество выполнения ими заданий оренбургских властей, и они всячески старались способствовать реализации российской политики в государствах Средней Азии и продвижению Российской империи в регионе.
Статья посвящена исторической преемственности в государственном управлении. Рассмотрены вопросы существующих аналогий в формировании системы и структуры органов исполнительной власти в России. Особое внимание уделено сочетанию отраслевого и функционального подходов к организации органов власти на разных исторических этапах. В контексте презумпции «идеально единого правительства» затрагиваются вопросы соотношения полномочий монарха и министров Российской империи и Президента и министерств Российской Федерации.
В сборнике публикуются статьи, посвященные различным аспектам истории Российской империи.
Сборник посвящен исследованию городского контекста эволюции университетов Российской империи предреволюционного периода. Исследователи из России, Германии и Эстонии показывают, как была связана жизнь "университетского человека" начала XX века с его непосредственным окружением. История науки переосмысливается ими в плане изучения условий производства знания и его институциональной основы. Авторы разносторонне анализируют "локальную" историю университетов Петербурга, Москвы, Казани и Тарту (Дерпта, Юрьева), отходя от привычных - ведомственно-факультетских или идейно-политических подходов. Обилие сравнительного материала и немецкий "акцент" книги определяется тем, что именно Германия и ее университеты оставались в тот период образцом (или точкой отталкивания) в меняющейся социальной жизни российской высшей школы.
Статья входит в большой цикл исследований автора по регионоведению и ментальной географии Российской империи. Военные действия на собственной территории оказывают сильное и долгосрочное влияние на формирование пространственных представлений. Крымская война, эпицентр которой находился в Новороссии, способствовала включению этой сравнительно недавно присоединенной территории в ментальные карты в качестве русского пространства. В этой связи анализируется становление новой символической географии. В статье рассматривается патриотическая пропаганда, делавшая акцент на единстве различных частей империи. Особое внимание уделено государственному ополчению, участники которого – дворяне и простолюдины - в процессе своего движения к театру военных действий получили уникальную возможность познакомиться с рядом регионов. Для выходцев из Центральной России ощутимой оказалась граница с Малороссией. Показано восприятие ополченцами еврейского населения черты оседлости, в том числе задолго до погромов зафиксированы проявления ксенофобии. Хотя, как показано в статье, во время войны у властей было немало оснований опасаться сепаратизма, в конечном счете возобладало убеждение в том, что имперская конструкция России выдержала проверку на прочность и расчеты врагов не оправдались. Подобный вывод из опыта проигранной войны имел своим следствием то, что в программу реформ преобразование империи включено не было. В статье использованы неопубликованные документы, в том числе хранящиеся в киевском архиве. Исследование выполнено в рамках самого крупного за последнее время международного проекта, посвященного изучению Крымской войны. Оно издано также в США в переводе на английский язык.
Статья содержит анализ историографии тайной полиции в Российской империи. Выявляя подходы историков к данной теме и способы их работы с историческими свидетельствами, автор показывает негативные следтвия политической актуальности и процесса герметизации знаний о государстве. Ревизия историографического наследия позволяет автору освободить восприятие темы от созданных в разные времена и в разных условиях "квазиочевидностей". Одновременно обращается внимание на наличие богатого комплекса делопроизводственных докуменов полицейского ведомства, сохранившихся в Государственном архиве Российской Федерации. Предлагая неоинституциональный подход к их анализу, автор показывает очевидные и латентные информационные возможности обнаруженных документов.
Курс лекций знакомит читателей с одним из важнейших направлений современной социологической теории — социологией знания, связанной с проблемой конструирования социальной реальности. В книге рассматриваются генезис и эволюция понятий "реальность", "знание" и "прошлое", их философская и социологическая концептуализация и взаимосвязь в рамках феноменологической социологии знания. Показывается, как общие принципы формирования темпоральной картины мира реализуются на уровне отдельных типов или форм знания — архаичного знания, религии, философии, идеологии. Подробно обсуждается специфика исторической науки, включая проблемы спецификации предмета истории и конструирования целостной картины прошлого в ведущих исторических школах и направлениях.
Для студентов и аспирантов, преподавателей и специалистов в области социологии и других наук о человеке и обществе, для всех интересующихся социологией и историей.
Допущено Министерством образования и науки РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки “Социология”.Статья посвящена памяти Л.М. Баткина (1932 - 2016)
Рассказанная Платоном в «Тимее» и «Критии» история о великолепной и бесследно поглощенной пучиной цивилизации на многие века поразила воображение европейцев. Пока филологи спорили о мотивах и смысле платоновского мифа, политики, авантюристы и мечтатели всячески пытались найти для сказки реальную почву.
Известный французский исследователь античности Пьер Видаль-Наке прослеживает в своей книге разнообразные попытки идеологической и геополитической инструментализации платоновского мифа. Российский коллега автора Юрий Литвиненко дополнил книгу главой об идейных судьбах Атлантиды в России.
Книга адресована широкому кругу читателей, всем интересующимся античностью и ее рецепцией.
Опираясь на отечественный и зарубежный опыт, автор пытается показать влияние социальной политики советского периода на становление и развитие социального государства на разных его этапах в ведущих странах Запада, а также последствия разрушения СССР для современного состояния и перспектив социального государства в мире.
В книге описывается многостороннее развитие базовых представлений о прошлом своей страны и Европы в Российской империи второй половины XVIII — начала ХХ века. В отличие от традиционного историографического рассмотрения, сосредоточенного только на эволюции академической науки, авторы исходили из более комплексного подхода, основанного на реконструкции ключевых понятий и механизмов исторической культуры страны (включая сферу образования, деятельность церкви и духовных школ, музеев, исторических обществ и археографических учреждений, региональных сообществ и т.д.). Изучение исторического знания органично дополняется развернутыми очерками об эволюции исторического сознания (с учетом его рецептивных и творческих компонентов), а также о динамике исторического воображения (в русском искусстве и литературе XVIII–XIX веков).
Монография подготовлена к юбилею директора ИГИТИ, ординарного профессора НИУ ВШЭ И.М. Савельевой.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.