• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Особенности повседневной жизни «социально-опасных детей» в послевоенное время

Суслов А. Б., Коренюк В. М.

В статье рассматриваются особенности повседневной жизни детей, родители которых стали жертвами политических репрессий. Проблема рассматривается, в основном, на материалах Пермского края. используются методологические подходы истории повседневности. в качестве источников привлекались нормативно-правовые документы изучаемой эпохи и материалы делопроизводства различных ведомств, в первую очередь нКвд, а также воспоминания очевидцев, преимущественно собранные с помощью методов устной истории. из этой категории источников используются в первую очередь те, которые можно охарактеризовать как типичные, но в то же время ярко эмоционально окрашенные. в статье описывается жилищно-бытовое обустройство изучаемой социальной группы. во многом трудности в быту были общими для всех советских людей, однако в ряде случаев особенности социального статуса могли усугублять эти тяготы. авторы отказываются от однозначных утверждений о том, что послевоенное время воспринималось детьми одинаково и только в серых тонах, так как многое зависело не только от социального статуса детей в местном сообществе, но и от политической ситуации в стране. авторы выделяют барьеры, с которыми сталкивались дети репрессированных родителей, в первую очередь в сфере образования. описывается атмосфера подозрительности, в которой они жили. Кроме того, авторы уделяют внимание ментальной повседневности детей, чьи родители были поражены в правах, показывают, что для их повседневности было характерно наличие постоянного дискомфорта, связанного с предвзятым отношением общества к людям, носившим клеймо «враг народа».