• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдена 21 публикация
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Лошкарева М. Е. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. № 2 (175). С. 97-110.

Статья посвящена последнему валлийскому принцу Уэльскому Давиду ап Гриффиту. Принято считать, что именно Дэвид развязал последнюю войну (1282-1283 гг.), закончившуюся потерей Уэльсом независимости. Поражение и смерть Дэвида ознаменовали английское завоевание Уэльса. Дэвид считается первым, подвергнутым казни через повешение, потрошение и четвертование в Англии за государственную измену по приговору парламента. Дэвид ап Гриффит в историографии традиционно оценивается как «злой гений» Лливелина Последнего, изменник, предавший своего брата и народ. В статье предпринята попытка анализа причин действий Дэвида с политической и правовой точки зрения. Высказано предположение о том, что Дэвид ап Гриффит был противником политики Лливелина Последнего, направленной на изменение традиционной структуры власти, а также расширение территорий княжества за счет Марки.  Кроме того роль Дэвида в последней войне представляется неоднозначной, ибо нельзя исключить возможность того, что его действия были санкционированы Лливелином. Исследование выполнено на основании широкого круга источников, включающего в себя валлийские и английские хроники, официальные акты и переписку.

Добавлено: 30 июля 2018
Статья
Нестерова О. А., Сунь Ц. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019. № 1(184). С. 181-195.

Статья посвящена исследованию коммуникативных практик, характеризующих систему традиционного уклада жизни женщины в Китае и России. На основе сопоставительного анализа романа Г. Ш. Яхиной «Зулейха открывает глаза» и рассказа Лу Синя «Моление о счастье» выявляются основные особенности взаимодействий женщины с социальным окружением, семьей и природой: светские и сакральные коммуникативные практики, в основе которых лежат социальные и этнокультурные ценности и этнопсихологические установки. Выявляется противоречивость этнокультурной традиции, формирующей образ жизни женщины; исследуются конструктивные и деструктивные аспекты женских коммуникативных практик. На примере женских образов рассматривается трансформация традиционного уклада в контексте конфликтных отношений между сложившимися традиционными нормами и новыми социокультурными реалиями, описываются различные виды социальных запретов и наказания (вплоть до санкционированного насилия). В произведениях Лу Синя и Г. Ш. Яхиной выявляется параллелизм в художественной репрезентации основных особенностей культурной традиции, регулирующей деятельность женщины в семье и обществе и сходные нравственные и психологические характеристики главных героинь. В статье рассматриваются два уровня реализации женских коммуникативных практик: мужжена и сынмать. Подчеркивается, что в изучаемых произведениях коммуникативные практики женщин представлены не только в границах собственно речевого взаимодействия, но и как описание различных способов невербальной коммуникации (тактильные контакты, жесты, позы), что наиболее важно для раскрытия образа традиционной матери. Рассматриваются особенности реализации таких культурно-коммуникативных сценариев, как «эталонный сценарий», «сценарий обретения смысла» и «сценарий утраты смысла».

Добавлено: 2 апреля 2019
Статья
Кауркин Р. В., Старикова Н. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. Т. 105. № 3. С. 271-275.

Рассматривается процесс развития российской исторической мысли  XVIII  в. Особое внимание уделяется публикациям исторических текстов в периодической печати.

Добавлено: 20 февраля 2015
Статья
Колесник А. С. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4 (181). С. 183-196.

В статье рассмотрена специфика аудиовизуальных исторических источников в контексте изучения популярной музыкальной культуры США и Великобритании ХХ в., а также описаны основные этапы их источниковедческого анализа. Понимание особенностей аудиовизуальных источников и популярной музыки, выработанное в рамках современных направлений гуманитарной науки (прежде всего, audiovisual studies и popular music studies), задает общую рамку источниковедческого анализа популярной музыкальной культуры. На общем уровне, популярная музыка изучается как сложный комплекс — текст песни, музыкальная форма, способы производства и записи музыки в равной степени являются ее составляющими. Анализ популярной музыки должен учитывать все эти элементы. Отказавшись от изучения исключительно письменных источников — партитур, нотных переложений и транскриптов, — исследователи значительно расширили эмпирическую базу: от аудио-источников и записей концертных выступлений до музыкальных артефактов (одежда, музыкальные инструменты, носители) и непосредственно музыкальных клубов или рекорд-студий. Соответственно, «язык» аудиовизуальных источников обусловлен особенностями производства, презентации и распространения музыкальной продукции в культурной индустрии. В качестве примера автор рассматривает специфику музыкальной индустрии и культуры в США и Великобритании в ХХ в., отдельно останавливаясь на звукозаписи, музыкальных медиа и каналах дистрибуции музыки в данных странах. Наконец, в статье выделяется несколько этапов источниковедческого анализа популярной музыки: сбор общей информации об источнике (история создания источника; структура источника; элементы авторского стиля; авторство источника; особенности записи источника; социокультурный контекст создания источника; общая информация о рецепции современников; формы и каналы дистрибуции); жанровые характеристики источника; анализ «содержания» источника (текста песни/песен; характеристика музыкальной составляющей); анализ презентации (художественное оформление; стиль живого представления; антураж); анализ аудитории (состав аудитории; особенностей рецепции).

Добавлено: 28 ноября 2017
Статья
Стринюк С. А., Ланин В. В. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018.

В статье рассмотрены принципы и подходы к отбору речевого материала для курса Академическое письмо на английском языке в неязыковом вузе. Предложен корпусный подход к отбору лингвистических средств разного уровня (морфологического, лексического, синтаксического) для изучения в рамках указанной дисциплины. В качестве метода апробации аннотированного списка был выбран сравнительный анализ двух корпусов: корпуса предметно ориентированных статей из рецензируемых англоязычных журналов высокого уровня и корпус студенческих работ (ВКР на английском языке). В качестве пилотного исследования нами были выбраны статьи по тематике компьютерных технологий и работы студентов 4 курса бакалавриата направления подготовки бизнес информатика. Для оценки письменного текста предложена модель относительного отклонения от среднестатистического значения в соответствии с принятой шкалой оценки.

Добавлено: 14 декабря 2017
Статья
Левченко Т. В. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 2(163). С. 38-55.

в 1933–1941 гг. критик Федор Маркович Левин (1901–1972) оказался в центре литературно-политических событий, связанных с организацией и работой изда-тельства «Советский писатель» (первый директор и главный редактор), а также журналов «Литературный критик» (зам. главного редактора) и «Литературное обозрение» (главный редактор). Эти журналы были неординарным явлением не только благодаря высокому художественному уровню публикаций. их создавал коллектив единомышленников, для которых главными критериями профессиона-лизма и необходимыми составляющими творчества считались свое мнение, свой голос, свой стиль. Читателю предлагалось не навязывание партийных директив, а вовлечение в обсуждение, в творческий спор. работа в этих изданиях определила всю дальнейшую судьбу Ф. М. Левина. в это время сформировалась его граж-данская и творческая позиции — приоритет свободы творчества над жесткими идеологическими установками. неизвестные ранее материалы архива левина и материалы его партийного дела периода «кампании борьбы с космополитизмом и антипатриотизмом» позволяют восстановить этот этап жизни критика, полнее представить историю создания издательства, проблемы первого года его суще-ствования, проследить взаимосвязь работы Ф. Левина в издательстве и журна-лах, реконструировать историю взаимоотношений А. Ахматовой и А. Платонова с этими институциями и самим критиком.

Добавлено: 17 марта 2019
Статья
Румянцева М. Ф. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 258-271.

В статье сопоставляется анализ логики исторического нарратива баденскими неокантианцами и проблематика исторического построения в русской версии неокантианства. Сделан вывод о том, что расхождение порожденных двумя версиями неокантианства эпистемологических традиций обусловлено вниманием русских неокантианцев к природе объекта исторического познания – исторического источника и принципам его изучения.

Добавлено: 18 марта 2013
Статья
Бабин А. Н. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 1 (160). С. 24-33.

Статья посвящена девяти индийским миниатюрам из собрания Государственного музея Востока (Москва). Целью исследования является введение в научный оборот сведений о данных работах, уточнение их атрибуций. Все девять листов были внимательно изучены, проведен иконографический, текстологический и формально-стилистический анализ предметов.         Также был осуществлен поиск композиционных и стилевых аналогов среди миниатюр (преимущественно из зарубежных собраний), опубликованных в каталогах, монографиях, статьях, и сети Интернет (на сайтах музеев и библиотек); выявленные экземпляры были тщательно проанализированы. На основании вышеперечисленного рассматриваемые в статье произведения были определены как миниатюры, входившие в серии рагамала; в некоторых случаях удалось уточнить также время их создания.

Добавлено: 10 октября 2018
Статья
Авраменко И. А. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. Т. 124. № 1. С. 213-225.

Статья написана в русле становящейся все более популярной нарратологии, распространяющей свое влияние за пределы литературоведения, лингвистики и даже филологических наук. В этом ключе автор обращается к недостаточно исследованному английскому позднему модернизму 1940-х гг., взаимодействующему с реалистической тенденцией и "предчувствующему" наступелние постмодернизма.

Исследуются проблемы совмещения различных реальностей: непосредственно-объективной (исторической) и опосредованно-субъективной (рассказанной) как внутри художественного произведения, так и между текстом произведения и миром реального автора и читателя. Основой перехода от одной реальности к другой становится процесс наррации, последовательно связывающий персонажа с другим персонажем, персонажа с повествователем, а повествователя с реальным автором и реальным читателем. В анализируемом романе практически не исследованного в российском литературоведении английского писателя первой половины XX века основой наррации становится воспоминание. В попытке персонажей связать опыт прошлого с настоящим отражается процесс восприятия художественного произведения читателем.

Добавлено: 10 января 2014
Статья
Туляков Д. С. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 1. С. 233-243.

В статье рассматривается воздействие кино на поэтику сатирического романа английского писателя и художника-модерниста У. Льюиса «Обезьяны Господни» (1930) в контексте негативной оценки кинематографа в критических работах, а также в других художественных текстах автора. Кино предстает в романе как антиинтеллектуальный и антиэстетический культурный продукт массового производства, по образцу которого воспринимают и осмысляют свою жизнь пассивные и механические персонажи – объекты сатиры автора. Понятому таким образом кинематографу противопоставлен сложный для восприятия и требовательный к читателю текст романа. Подробные метафорические описания даже незначительных движений предметов и персонажей, увиденных с близкого расстояния, представляют собой намеренную литературную антитезу таким приемам популярного кино, как замедленная съемка и крупный план. Роман Льюиса, таким образом, последовательно выражает авторскую оппозицию к кино как на идейно-содержательном, так и на формальном уровне. В целом, роман «Обезьяны Господни» является одним из наиболее показательных литературных примеров неприятия кинематографа многими мастерами английского «высокого модернизма».

Добавлено: 16 октября 2016
Статья
Суслов А. Б., Коренюк В. М. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 2. С. 155-168.

В статье рассматриваются особенности повседневной жизни детей, родители которых стали жертвами политических репрессий. Проблема рассматривается, в основном, на материалах Пермского края. используются методологические подходы истории повседневности. в качестве источников привлекались нормативно-правовые документы изучаемой эпохи и материалы делопроизводства различных ведомств, в первую очередь нКвд, а также воспоминания очевидцев, преимущественно собранные с помощью методов устной истории. из этой категории источников используются в первую очередь те, которые можно охарактеризовать как типичные, но в то же время ярко эмоционально окрашенные. в статье описывается жилищно-бытовое обустройство изучаемой социальной группы. во многом трудности в быту были общими для всех советских людей, однако в ряде случаев особенности социального статуса могли усугублять эти тяготы. авторы отказываются от однозначных утверждений о том, что послевоенное время воспринималось детьми одинаково и только в серых тонах, так как многое зависело не только от социального статуса детей в местном сообществе, но и от политической ситуации в стране. авторы выделяют барьеры, с которыми сталкивались дети репрессированных родителей, в первую очередь в сфере образования. описывается атмосфера подозрительности, в которой они жили. Кроме того, авторы уделяют внимание ментальной повседневности детей, чьи родители были поражены в правах, показывают, что для их повседневности было характерно наличие постоянного дискомфорта, связанного с предвзятым отношением общества к людям, носившим клеймо «враг народа».

Добавлено: 11 декабря 2018
Статья
Почекаев Р. Ю. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 4. С. 152-166.

В статье предпринимается попытка анализа правового положения Илийского края — провинции маньчжурской империи Цин, образованной на территории бывшего Джунгарского ханства на рубеже 1750–1760-х гг. На основе различных источников и исследовательских работ автор характеризует правовое положение Илийского края со времени его образования в начале 1760-х гг. и до мусульманского восстания начала 1860-х гг., в результате которого этот регион фактически вышел из состава империи Цин. Анализируются система органов административного управления и местного самоуправления, статус различных групп населения и иностранных подданных, с разными целями приезжавших в Илийский край в рассматриваемый период, а также правовое регулирование торговой деятельности и система налогообложения. Новизной работы является широкое использование при исследовании правовой ситуации в крае записок российских дипломатов и торговцев, побывавших в И лийском крае в 1770–1860-е гг. Анализ этих материалов позволяет сформировать представление не только о формально закрепленном правовом положении края, его населения и иностранцев, но и об особенностях реализации правовых предписаний на практике, а также о проблемах, с которыми сталкивались цинские власти в отношениях как с населением региона, так и с иностранными государствами, имевшими свои политические и экономические интересы в Илийском крае. Автор приходит к выводу, что в 1760–1860-е гг. Илийский край переживал «переходный этап», в связи с чем в нем не только подданные маньчжурских императоров, но и иностранцы обладали особым статусом, отличным от их положения в других регионах Китая. Позднее этот особый статус находил и юридическое закрепление — в частности, в виде российско-китайских соглашений о правах русских подданных в Илийском крае.

Добавлено: 14 декабря 2018
Статья
Бочкарев А. Е. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2017. Т. 19. № 3. С. 191-202.

В статье рассматриваются способы и средства отображения чувства удовлетворения в русском языке с целью показать, как варьируется содержание анализируемого эмоционального концепта в обыденном сознании. Национальный корпус русского языка позволяет установить, что по основанию рус. удовлетворение может быть моральным, нравственным, умственным, физическим, половым, нарциссическим, садистским, мазохистским; по интенсивности — огромным, глубоким, глубочайшим, полным, легким; по моральной оценке: высшим, совершенным; по физическим ощущениям — приятным, горьким, болезненным; по эмоционально-психологическим переживаниям — радостным, благостным, унылым, унизительным; по области приложения — творческим, эстетическим, христианским, общепартийным; по участию субъекта — мужским, женским, взаимным, обоюдным и пр. Отразить многообразие ситуаций, связанных с чувством удовлетворения, позволяют также установленные в корпусе предметно-понятийные корреляции. В разных контекстах употребления рус. удовлетворение сочетается по принципу дополнительности с потребностью, работой, удовольствием, наслаждением, восторгом, счастьем, самодовольством, страстью и пр. Причиной тому служит как множество удовлетворяемых человеком потребностей, так и многообразие ситуаций и установок, связанных с чувством удовлетворения. В этом смысле содержание удовлетворения диффузно, как диффузны и многие другие эмоциональные концепты.

Добавлено: 27 октября 2017
Статья
Исэров А. А. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 4. С. 200-219.

Статья посвящена новому осмыслению всемирной истории, больших процессов и «большой длительности», которое уже получило характеристику «глобального» («транснационального») поворота. Предпринята попытка ответить на вопросы, в чем причины этого «поворота», как он понимается сегодня историками и какие ему даются определения, каковы реальные итоги вновь родившегося интереса к мак-ропроцессам, наконец, как сегодня выглядит задача сочетания микро- и макромасштабов в историческом исследовании. Определено место «глобального» («транснационального») «поворота» в современной историографической ситуации с ее парадоксальным сочетанием запроса на «децентрализацию» (в первую очередь, на преодоление европоцентризма) и одновременно «англо-американизации» знания. Очевидны успехи «поворота», связанные как с новым критическим вниманием к устоявшимся стереотипным обобщениям (здесь ценны достижения второй половины 1970-х – 2000-х гг. в борьбе с «метанарративами»), так и в целом – с увеличением объема доступных историкам источников, в т.ч. массовых (digital humanities). Интерес, с одной стороны, к истории, пересекающей и разрывающей привычные национальные, региональные, этноконфессиональные границы (расширение пространственного поля), а с другой стороны, к «большой длительности» (расширение временного поля), не означает отказа от микроисторических методов, но предъявляет к ним важное требование: казус должен выражать важную большую тенденцию. Ясны также неудачи «поворота»: гонка за числом публикаций и стремление соответствовать новейшим историографическим тенденциям могут привести к легковесности изложения и слабой фундированности выводов.

Добавлено: 10 марта 2017
Статья
Димитриев В. М. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2016. Т. 18. № 4. С. 26-37.

В статье предложен анализ поэтики повести малоизвестного эмигрантского писателя Ивана Андреевича Болдырева (настоящая фамилия - Шкотт) «Мальчики и девочки» (1929). Внимание сосредоточено на технике включения образов прошлого в художественный текст и сюжете взросления. В основе анализа повести децентрированная сюжетно-композиционная структура, организованная смена точек зрения, стилистическая неоднородность, задаваемая автором обратная перспектива (взгляд из эмигрантского настоящего в советское прошлое). Композиционное фрагментирование лишает повествование определяющего центрального действия. Прерывистость, затрудненность речи, кинематографическая дискретность с чередованием планов, повторами и флешбэками, принципиальная установка на нецельность составляют в повести художественный эквивалент катастрофической истории пореволюционных лет Советской России. В повести создается портрет подростка, который, с одной стороны, фиксирует читательское внимание на вневременном характере юности, с другой стороны, отражает переломное время после революции, для которого сознание подростка оказывается как бы лакмусовой бумажкой. Эти особенности позволяют рассмотреть историю о первом поколении детей советской трудовой школы как прелюдию будущей трагедии «эмигрантских сыновей», представителей «русского Монпарнаса», переживающих глубокий разрыв исторического наследования и чувствующих необходимость зафиксировать последствия этого разрыва.

Добавлено: 20 апреля 2019
Статья
Суслов А. Б. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 146-155.

Рассматривается начальный этап форсированной коллективизации в Прикамье на основе анализа документов региональных архивов. Исследуется реализация директив политического руководства страны на местах. Анализируются элементы управляемости и стихийности в осуществлении репрессивной политики, реакция крестьян на действия власти.

Добавлено: 20 января 2013
Статья
Ковалев И. Г. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2012. № 1. С. 168-180.

Рассматривается история подготовки и принятия Акта о парламенте 1949г. в Великобритании.

Добавлено: 14 ноября 2012
Статья
Орехов Б. В. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2015.

Статья посвящена частотным распределениям слов определённых частей речи в башкирском стихе.

Добавлено: 15 апреля 2015
Статья
Щепинина П. Н. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018.

Статья посвящена вопросу распространения текстов первого перевода Нового Завета на корейский  язык в конце XIX в., когда в условиях политического и духовного упадка местное население Кореи искало новые скрепы социальной и духовной жизни. В работе предпринята попытка проследить, посредством тщательного исследования вопроса распространения первых текстов Нового Завета на корейском языке, основные факторы, сыгравшие решающую роль в дальнейшем успехе прозелитской деятельности протестантов на Корейском полуострове в конце XIX – начале XX вв. Перевод текста Нового Завета на корейский язык, предпринятый группой переводчиков-корейцев во главе с миссионером Д.Россом, и дальнейшее их распространение заложили основы для образования нового социально-религиозного течения, в рамках которого формировались первые протестантские общины на Корейском полуострове. Настоящая статья является частью источниковедческого исследования, которое посвящено ранее не изученному памятнику конца XIXв. «Есу Сёнгё Сёнсё» (Священное писание учения Иисусова, 예수셩교셩셔), хранящемуся в коллекции корейских ксилографов и печатных изданий Санкт-Петербургского Института восточных рукописей Российской академии наук.

Добавлено: 19 октября 2017
Статья
Энтина Е. Г. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2008. № 55(15).
Добавлено: 12 октября 2011
Статья
Туляков Д. С. Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2013. № 4 (120). С. 192-200.

Рассматривается функционирование театральной образности в поэтике пьесы   У. Льюиса «Враг звезд» (1914). Через обращение к теории и истории античного театра (по    современным и известным Льюису научным источникам) раскрывается и интерпретируется    античная специфика театральных образов пьесы. Определяется ключевая моделирующая    роль масок главных героев в автореференциальной экспозиции «Врага звезд», отражающей    проблематичность соотношения действительности и произведения искусства, равно как и    вербального и визуального, в поэтике Льюиса – писателя и художника.

Добавлено: 3 марта 2014