?
Убейте время с пользой»: трансформация кроссворда после перестройки
Статья посвящена исследованию такого явления массовой культуры, как кроссворды. Кроссворды существовали как компонент развлекательных разделов газет и журналов еще с начала 20 века. Наблюдались различия в их идеологическом осмыслении и распространении на территории СССР и на Западе. При этом общий концепт головоломки и ее форма, а также способы создания и распространения кроссвордов, оставались примерно одинаковыми на протяжении десятилетий. Однако после распада СССР отмечался всплеск популярности кроссвордов на территории России и стран бывшего СНГ. Кроссворды стали печататься массовыми тиражами, по большей части, в виде сборников. Произошел «регресс» формы головоломки к сканворду, со значительным ухудшением качества, если судить о нем по стандартам прошлого века. В этой статье описанные изменения объясняются тем, что кроссворд встраивается в социокультурный контекст наравне с явлениями фольклора, начиная исполнять подобные им функции. Появившись как агент передачи некритически принимаемого, «энциклопедического» знания, кроссворд, посредством изменения и упрощения текстового содержимого, начинает выступать в роли транслятора повседневного опыта, а также нормативных и ценностных установок сообщества, внутри которого он появляется.