• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Разработка подхода к количественной мультимодальной оценке когнитивной нагрузки интервьюеров: результаты пилотного квазиэксперимента

Представление о том, что опросный инструментарий, опосредующий коммуникацию между интервьюером и респондентом, влияет на качество опросных данных, давно превратилось в общеизвестную методологическую мудрость. Однако влияние на качество данных когнитивной нагрузки, испытываемой интервьюером в процессе проведения интервью, пока не получило систематического рассмотрения в существующей литературе. В ситуации, когда анкета заполняется интервьюером, именно последний должен распределять ограниченные индивидуальные ресурсы внимания, памяти, визуального и моторного контроля, а также использовать навыки активного  слушания и интерпретации, чтобы свести к минимуму недопонимание вопроса на стороне респондента и ошибки фиксации ответов на собственной стороне. Тем не менее, среди различных методов предварительного тестирования качества опросного инструментария или оценки потенциальных эффектов способа проведения опроса методы мультимодальной количественной оценки когнитивной нагрузки интервьюера, сопряженной с использованием опросного инструментария во время интервью, все еще редки или практически отсутствуют. В статье представлены: 1) краткий перечень субъективных, поведенческих и физиологических мер когнитивной нагрузки, используемых в таких дисциплинарных областях, как когнитивная наука, эргономика и т.д., и 2) описание и обсуждение предварительных результатов пилотного квазиэксперимента, участниками которого стали интервьюеры «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ», проходившие обучение в процессе перехода от интервьюирования с помощью бумажной анкеты (PAPI) к использованию компьютерных технологий в процессе проведения интервью (CAPI). Результаты исследования позволили продемонстрировать некоторые преимущества и технические ограничения, связанные с параллельным использованием варианта популярной шкалы самооценки когнитивной нагрузки (шкала Пааса) и простого физиологического индикатора (частота сердечных сокращений), дополненных данными видеозаписи с экрана планшета, применявшегося в процессе интервьюирования, в целях мультимодальной количественной оценки когнитивной нагрузки интервьюера при проведении интервью.