• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Эстетика руин в вернакулярной фотографии в русскоязычных социальных медиа: постановка проблемы исследования

Наука телевидения. 2018. № 14.3. С. 74-90.

Статья посвящена феномену вернакулярной фотографии руин и связанных с ней изображений в современных русскоязычных социальных медиа. Расцвет этого феномена пришелся на 2010-е годы и сегодня мы можем разглядеть его во всех аспектах. Автор анализирует сообщество «Эстетика е*еней», созданное в 2014 году и весьма популярное в современной сетевой культуре. Использован метод наблюдения и анализа контента с опорой на теории знаков Ч.Пирса и Р.Краусс, концепции Studium и Punctum Ролана Барта, концепции клише М.Маклюэна и В.Ватсона. Предлагаемая оптика позволяет рассмотреть практики фотографирования и разглядывания фотографий как игры. В результате выявлены основные пользовательские игры с контентом сообщества. Так обнаруживаются следующие игры с камерой: поиск знаков старого в обыденном, поиск соединения старого и нового, аттракцион путешествий в далекие заброшенные места, аттракцион открытий далеких обитаемых мест. Игры с фотографией на экране: критика происходящего в стране, угадывание места и времени съемки, узнавание родного, поиск аллюзий, спор об эталоне «е*еней». Последующее расширение этих игр, в котором образы руин становятся архетипом, который дробится на клише, связано с любительским рисунком и коллажем. Среди этих игр: романтизация несчастной любви и одиночества, сентиментализация уюта и реминисценций и критика социально-политических вопросов. Рассматривая знаки, через которые взаимодействуют авторы и зрители, мы приходим к выводу, что через индексальность старого в изображениях походит экзистенциальное переживание колебания между старым и новым, жизнью и смертью, субъективное, индивидуальное. В этом можно обнаружить Punctum фотографий руин, который сложно отрефлексировать, выговорить, который вызывает споры участников сообщества. Символический аспект зачастую связан, скорее, со Studiumом фотографий. Так разрушается глобальный исторический нарратив, прошлое, настоящее и будущее более не связаны в единую цепочку, но вырастают из отдельных частных воспоминаний, историй, комментариев. Как показывает наше исследование, популярность эстетизации руин в современной сетевой культуре во многом связана с кризисом идентичности и переосмыслением отношений с прошлым на постсоветском пространстве.