• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Найдено 13 публикаций
Сортировка:
по названию
по году
Статья
Шариков А. В. Наука телевидения. 2017. Т. 13. № 2. С. 124-160.

Статья представляет собой социологический анализ аудитории радиостанции классической музыки «Орфей». Благодаря непрерывному исследованию в течение 10 лет в Москве удалось увеличить аудиторию «Орфея» в 2,6 раза. Выяснилось, что по абсолютной величине аудитории «Орфей» в Москве опережает все радиостанции классической музыки, с которыми проводилось сравнение. Исследование аудитории радиостанции классической музыки требует очень сложного, деликатного подхода, учета большого количества нюансов.

Добавлено: 6 марта 2020
Статья
Жукова О. А. Наука телевидения. 2013. № 10. С. 49-55.

Телевидение вписывается в социальную мифологию новой российской эпохи, будучи самым массовым каналом общественной коммуни­кации, самым демократичным в структуре потребления, социально направ­ленным, востребованным временем, организующим культурное общение, предлагающим актуальный анализ современности и несущим определенную идеологическую нагрузку. Оно выполняет многие функции, за исключением главной — интеллектуальной рефлексии над тем, что говорится и показы­вается.

 

Добавлено: 25 декабря 2013
Статья
Шариков А. В. Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 12. С. 193-215.

В статье описаны закономерности миграций телевизионной аудитории. Автор приводит дает определение миграциям телеаудиториии и приводит оригинальную авторскую классификацию этой категории, выделяя: экстраканальные, интерканальные (межканальные) и интраканальные (внутриканальные) миграции. Подчеркивается, что детальное изучение миграций стало возможным после внедрения в отраслевую практику автоматизированных систем измерения аудитории, в которых замеры делаются с высокой частотой, а пользователи данных получают поминутно агрегированные параметры аудитории, в том числе о включении и выключении телевизора (т.е. об экстраканальных миграциях) и о переходе с канала на канал (т.е. об интерканальных миграциях). Благодаря изучению миграций телеаудитории были обнаружены эффекты быстрого переключения с канала на канал, в том числе заппинг, флиппинг, серфинг и др. Эти открытия позволили сформировать понятие клипового стиля телесмотрения. Автор доказывает,что клиповый стиль телесмотрения носит вынужденный характер и в большой степени обусловлен рекламными перебивками, что заставляет значительную часть аудитории выключать телевизор либо переключаться на другие каналы, после чего нередко наблюдается возврат к просмотру покинутого канала. В общей миграционной картине на телеканалах доминирует экстраканальная миграция, т.е. включение и выключение телевизора, сравнительно реже наблюдаются переходы сканала на канал.

Добавлено: 5 марта 2017
Статья
Черненко Ю. А. Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 1. С. 184-210.

Статья посвящена нарративному анализу женских образов в трех сериалах, рассказывающих о политической жизни США - «Политиканы», «Мадам госсекретарь» и «Карточный домик». Они выбраны в связи с указанием на возможное спонсирование со стороны Клинтон. Актуальность изучения отражений политической реальности в экранных искусствах возрастает с учетом растущей значимости концепции медиатизации политики. Основываясь на подходах к медиатизации и ее эффектам, а также выстраивая свою теорию на фундаменте российских исследователей сюжетов из области литературоведения и американских исследователей сторителлинга из области коммуникации, автор дает краткий обзор взаимодействия экранов и историй на протяжении развития человеческого общества. Такой подход позволяет проводить анализ экранных реальностей с учетом эффектов, которые оказывает на зрителя сторителлинг. Проведенный нарративный анализ женских образов в указанных американских сериалах о политике позволяет отметить сильное укрепление феминистской повестки в современной западной экранной культуре. Автор выводит и анализирует те черты героинь сериалов, которые позволяют сделать вывод об их сходстве с героиней американской политической реальности Хиллари Клинтон. В числе этих сходств такие как политический опыт в качестве госсекретаря, муж - бывший президент (и соответствующий этому опыт в качестве первой леди), предпочтение женщинам в качестве помощниц в штабе, а также общие черты стиля Хиллари Клинтон. Поскольку анализ фигуры главной героини не- возможен без анализа комплекса персонажей сериала, некоторые выводы касаются и общих черт политической реальности, отраженной в экранных культурах - к их числу можно отнести рассмотрение образов России и Исламского Халифата как политических оппонентов США в сериале «Карточный Домик».

Добавлено: 19 сентября 2018
Статья
Шариков А. В., Мицук Т. И. Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 4. С. 88-128.

С точки зрения исследователей, президентские новогодние обращения особенно интересны тем, что все крупные телеканалы одновременно транслируют одно и то же. И возникает вопрос: а как в эти минуты распределяется аудитория между телеканалами? Общий объем всей российской аудитории телевидения достигает своего годового максимума в ночь с 31 декабря на 1 января именно в момент выступления президентов. Новогодние обращения В.В. Путина собирали большее число телезрителей в целом и большее число зрителей на «Первом канале» по сравнению с новогодними обращениями Д.А. Медведева. В то же время на телеканалах «Россия-1» и НТВ аудитория новогодних обращений Д.А.Медведева была больше аудитории новогодних обращений В.В. Путина на тех же каналах.В новогодних поздравлениях В.В. Путина, чаще использовались категории «год», «доро- 89 гие», «друзья», «Россия», «свои». В новогодних обращениях Д.А Медведева зафиксирована в среднем более высокая частота упоминания категорий «близкие», «быть», «все», «вы», «делать», «желание», «жизнь», «каждый», «любовь», «мы», «новое», «они», «праздник», «страна», «счастье». Обращения В.В.Путина семантически сильнее связаны с категориями «Россия», «новое», «год», «дорогие», а также с фоносемантической характеристикой «Быстрый». Обращения Д.А.Медведева семантически сильнее связаны с категориями «желание», «делать», «жизнь», «все», «любовь», «страна», «вы», а также с фоносемантическими характеристиками «Округлый» и «Гладкий»

Добавлено: 5 марта 2020
Статья
Шариков А. В. Наука телевидения. 2019. № 4. С. 182-216.

В статье рассматриваются особенности использования мобильной связи в студенческой среде в контексте социокультурных трансформаций, порожденных техническим прогрессом. В первой части статьи авторы кратко описывают историю развития подвижной связи. Также кратко рассматриваются тенденции в социогуманитарных исследованиях в XX-XXI вв. при появлении и широком распространении новых для своего времени электронных средств коммуникации - радиовещания, телевидения, Интернета, мобильной связи. Во всех случаях выделяются четыре этапа социокультурной адаптации информационно-коммуникационных инноваций в отношениях с юным поколением: 1) попытки осмыслить новые медиа как новое средство обучения; 2) обнаружение и изучение проблемных зон, создаваемых новыми медиа в отношениях с представителями юного поколения; 3) разработка «контрдействий» возникающим негативным явлениям через введение юридических норм и попытки организовать этическое саморегулирование новых отраслей медиаиндустрии; 4) введение в качестве элементов образования аспектов «новых грамотностей» - информационной грамотности, медиаграмотности, цифровой грамотности, мобильной грамотности и т.п. Во второй части статьи приводятся данные конкретных социологических исследований, где выясняются особенности использования российскими студентами подвижной связи, в частности, с помощью смартфона. Анализируются данные трех опросов, проведенных в 2018 году - исследования компании «Медиаскоп», а также опросов студентов двух московских вузов - ГИТР и НИУ ВШЭ. Исследования показали, что проникновение средств подвижной связи среди российского студенчества близки к 100%, причем масштабы использования смартфонов значительно выше, чем простых мобильных телефонов: по данным «Медиаскопа», смартфонами обладают 91,3% студентов и учащихся и лишь 6,9% пользуются обычными мобильными телефонами. Среди опрошенных студентов ГИТРа и НИУ ВШЭ 100% опрошенных имели смартфоны. Использование подвижной связи российскими студентами отличается широкой функциональностью - совокупное количество выявленных функций составило более 20, большинство из которых связано с использованием Интернета. Интенсивность включения в информационно-коммуникационные процессы существенно различается между студентами, имеющими смартфон, и не имеющими такового. Студенты, владеющие смартфонами, гораздо активнее пользуются Интернетом. По данным «Медиаскопа», процент тех, кто пользовался Интернетом, по всем отмеченным позициям, оказался выше, чем среди тех, кто пользовался обычными мобильными телефонами. Наиболее велика разница в посещении социальных медиа (73,8% против 40,6%), прослушивании и скачивании музыки (48,6% против 19,3%), просмотрах и выкладывании фото (48,5% против 20,1%), просмотрах и скачивании видео (42,5% против 23,7%), а также сетевых играх (24,0% против 9,1%). Делается вывод о том, что использование мобильного Интернета способствует дальнейшему усилению аудиовизуальной составляющей массовой культуры.

Добавлено: 9 марта 2020
Статья
Жукова О. А. Наука телевидения. 2017. № 13.1. С. 128-144.

В статье рассматривается проблема осмысления отечественной истории в контексте истории всеобщей, так, как она была поставлена и понята Карамзиным и продолжена русскими историками Грановским и Ключевским.  Центральный тезис статьи: только с участием гражданского общества можно создать новый нарратив российской истории. В этом случае культурное предание будет выступать как основа общественного договора - согласия общества по поводу прошлого, настоящего и будущего России, что позволит изучать прошлое не ради прошлого, но как живую часть культурного опыта страны.

Добавлено: 19 июля 2017
Статья
Савельева О. О. Наука телевидения. 2014. № 11. С. 107-117.
Реклама идентифицируется как разновидность «мягкой силы», которая влияет на аудиторию за счёт выстраивания эффективной коммуникации с ней, а не за счёт использования власти. Определяется роль экранной рекламы в общем объёма рекламного воздействия на российские аудитории. Представлены те особенности, которые должны быть учтены в при создании рекламных сообщений в связи с пост-постмодернистским трендом.
Добавлено: 16 сентября 2015
Статья
Чумакова В. П., Хайрутдинова А. А. Наука телевидения. 2019. № 4.

В статье авторы предпринимают попытку сравнить феномены медиапотребления и медиаиспользования в российском селе, в частности проблемы освоения сельскими жителями нового языка экранных искусств в начале XX и начале XXI веков. На сегодняшний день медиапотребление российского села исследуется недостаточно активно, поэтому обширный эмпирический материал, базирующийся на пяти экспедициях в российскую сельскую местность в период с 2012 по 2018 гг., представляет особую значимость. Материалами о XX веке послужили архивные документы и свидетельства участников кинофикации села. Опираясь на разницу между устной и письменной культурами, авторы показывают, что как и в начале XX, так и в начале XXI века сельским жителям России не хватает медиаграмотности для восприятия всего многообразия языка экранных искусств, что компенсируется фигурой комментатора. Но если в начале XX века комментатор находился рядом с киноаппаратом, то в XXI веке он уже помещен внутрь экрана. В статье выдвигается предположение, что современный телеведущий, находящийся внутри экрана, представляет собой ремедиацию того комментатора, который в начале XX века проводил разъяснительную работу среди сельчан в процессе советской кинофикации. В то же время фигура комментатора удерживает российское село от формирования полимедийной среды, поскольку выбор контента все еще ограничивается недостаточной медийной грамотностью.

Добавлено: 4 декабря 2019
Статья
Савельева О.О. Наука телевидения. 2012. № 9. С. 66-72.
Считается, что продукт телевидения – это тексты культуры в широком смысле слова (новости, сериалы, спортивные трансляции и пр.). Но это не так. Возмездных отношений на рынке по поводу ТВ-контента не формируется. Реальным рыночным продуктом независимых электронных СМИ является не транслируемый аудитории контент, а возможность контакта с аудиторией, собравшейся для просмотра контента. Контакты с аудиторией востребованы рекламодателем, за них он готов платить, покрывая, тем самым, расходы телеканала.
Добавлено: 15 февраля 2014
Статья
Жукова О. А. Наука телевидения. 2012. № 9. С. 9-15.

По отношению к возникающей информационной альтернативе Интернет-сети телевидение идет в тренде доминантной культуры, выполняя задачу обеспечения существующего социального порядка с целью сохранения и удержания статусного положения старыми элитами, что не позволяет формироваться пространству публичной политики. Это противоречит задачам формирования гражданской нации. По мнению автора, миссия российских медиа, как мощного культурного инструмента и самостоятельного института общественного развития, заключается в том, чтобы стать медиатором, посредником в общественном диалоге, и оптимизировать творческие ресурсы россиян

Добавлено: 28 января 2014
Статья
Тульчинский Г. Л. Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 2. С. 10-27.

«Экран политики», то есть презентация политической жизни на медийных экранах, во все большей степени трансформируется к формату зрелища и развлечения. Данная статья содержит попытку рассмотрения практик такой презентации. В рассмотрении сделаны три акцента. Первый акцент связан с рассмотрением преимущественно современного российского опыта представления политической жизни в экранной медийной культуре. Этот опыт интенсивно трансформируется, поэтому его осмысление важно не только в актуальном контексте, но и для последующих систематизаций. Второй акцент сделан на стилистике позиционирования и продвижения личностных брендов современных российских политиков в медийном пространстве. Третий акцент обусловлен эмоциональной составляющей презентации современной политической жизни в российской экранной культуре. Именно эмоциональный контекст предопределяет оценочные отношения в смыслообразовании. При этом преимущественно транслируется нетерпимость и агрессия по отношению к политическим оппонентам, или также их высмеиванию. Тенденция к упрощению эмоциональных нарративов в еще большей степени редуцирует политическое участие в пассивное потребление готового зрелища, давая новые возможности «политике экрана», массового политического манипулирования — с одной стороны. А с другой — предполагает дополнительные усилия, поиск форм реального политического участия.  

Добавлено: 25 января 2019
Статья
Чумакова В. П. Наука телевидения. 2018. № 14.3. С. 74-90.

Статья посвящена феномену вернакулярной фотографии руин и связанных с ней изображений в современных русскоязычных социальных медиа. Расцвет этого феномена пришелся на 2010-е годы и сегодня мы можем разглядеть его во всех аспектах. Автор анализирует сообщество «Эстетика е*еней», созданное в 2014 году и весьма популярное в современной сетевой культуре. Использован метод наблюдения и анализа контента с опорой на теории знаков Ч.Пирса и Р.Краусс, концепции Studium и Punctum Ролана Барта, концепции клише М.Маклюэна и В.Ватсона. Предлагаемая оптика позволяет рассмотреть практики фотографирования и разглядывания фотографий как игры. В результате выявлены основные пользовательские игры с контентом сообщества. Так обнаруживаются следующие игры с камерой: поиск знаков старого в обыденном, поиск соединения старого и нового, аттракцион путешествий в далекие заброшенные места, аттракцион открытий далеких обитаемых мест. Игры с фотографией на экране: критика происходящего в стране, угадывание места и времени съемки, узнавание родного, поиск аллюзий, спор об эталоне «е*еней». Последующее расширение этих игр, в котором образы руин становятся архетипом, который дробится на клише, связано с любительским рисунком и коллажем. Среди этих игр: романтизация несчастной любви и одиночества, сентиментализация уюта и реминисценций и критика социально-политических вопросов. Рассматривая знаки, через которые взаимодействуют авторы и зрители, мы приходим к выводу, что через индексальность старого в изображениях походит экзистенциальное переживание колебания между старым и новым, жизнью и смертью, субъективное, индивидуальное. В этом можно обнаружить Punctum фотографий руин, который сложно отрефлексировать, выговорить, который вызывает споры участников сообщества. Символический аспект зачастую связан, скорее, со Studiumом фотографий. Так разрушается глобальный исторический нарратив, прошлое, настоящее и будущее более не связаны в единую цепочку, но вырастают из отдельных частных воспоминаний, историй, комментариев. Как показывает наше исследование, популярность эстетизации руин в современной сетевой культуре во многом связана с кризисом идентичности и переосмыслением отношений с прошлым на постсоветском пространстве.

Добавлено: 13 ноября 2018