• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Партнерство государства и благотворительных фондов как стратегия повышения ресурсной обеспеченности некоммерческих организаций

Государственное финансирование некоммерческих организаций, будучи одной

из самых востребованных форм их поддержки, является все же недостаточным.

Существует некоторый опыт зарубежных стран решения данной проблемы не пу-

тем передачи функции распределения государственных грантов организациям-опе-

раторам, а путем стимулирования грантооператоров к привлечению собствен-

ных ресурсов, как денежных, так и институциональных, в рамках партнерского

взаимодействия с государством. Цель настоящей статьи – изучение и обобщение

международного опыта интеграции средств государства и благотворительных

фондов, позволяющей значительно расширить объем финансовой поддержки НКО

и повысить ее эффективность. Рассматриваются такие формы партнерского

взаимодействия, как привлечение фондов-грантооператоров к софинансированию;

государственное софинансирование частных пожертвований, привлекаемых фон-

дами; развитие институциональных механизмов партнерства государства и фон-

дов. Мониторинги, проводившиеся Центром исследования гражданского общества

и некомерческого сектора НИУ ВШЭ в 2015–2016 гг., помогли выявить трудности

и проблемы, возникающие в ходе выстраивания партнерских отношений. Анализ

зарубежного опыта решения подобных проблем позволил предложить меры по их пре-

одолению в России. Например, с использованием таких инновационных механизмов,

как: привлечение фондов к распределению грантов для НКО на условиях партнерско-

 

Статья подготовлена в рамках проекта, реализованного в Центре исследований гражданского об-

щества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ при поддержке Программы фундаментальных иссле-

дований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

го софинансирования; расширение инструментов и объемов привлечения пожерт-

вований в приоритетные направления образования, науки и культуры за счет вве-

дения определенного коэффициента государственного софинансирования частных

пожертвований; формирование институциональных механизмов, обеспечивающих

эффективное взаимодействие государственных органов и фондов (советы, рабочие

группы, дискуссионные площадки и др.).