• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Постгород: пространство и онтологические модели воображения

Аннотация. В статье исследуется в имажинально-онтологическом контексте понятия постгорода и постгородских исследований. Предлагаются базовые онтологические модели воображения большого города Модерна, описывающие его радикальные пространственные трансформации. Вводится понятие сопространственности, определяющее перспективы феноменологических исследований постгородских реальностей. Выявляется значение феноменов пограничности и постномадизма в становлении постурбанизма и не-городских форм расселения. Городское пространство перестает быть городским пространством в традиционном смысле, делясь скорее на многочисленные «фракталы», сосуществующие с пространством, постоянно обновляемые локальные ситуационные события, которые могут быть истолкованы, опять же онтологически и семантически, весьма разнообразно. Пространство большого города, мегаполиса эпохи зрелого модерна, в первую очередь, является апофатической негативностью растущего и расширяющегося движения, как бы отрицая, что он растет параллельно феноменологии полного и локального диссоциации. Явление сопространственности / сопространственностей можно рассматривать как ключевой дискурс, с учетом онтологической точки зрения при анализе концепции пост-города / пост-метрополии. В то же время динамичное развитие крупных городов поздней современности привело к возникновению и развитию феномена межпространственности. С одной стороны, физическое представление городской среды – это некоторые «приманки», проявление социокультурной и коммуникативной привлекательности крупных городов, с другой стороны, они сигнализируют, как правило, о мета-визуализации пустоты, dis-communication и формирование мощных онтологических зон «невидимости», которые могут возникать параллельно сосуществующим потокам связи, границам, узлам и местам. Пост-урбанистика, по-видимому, должна действовать, по большей части, в качестве пограничной концепции, описывающей и характеризующей пограничные миры сопутствующих пространств, только «затрагивая», но не вторгаясь глубоко в доминирующие визуальные, звуковые и словесные аффекты физической реальности городов.