?
Управление оборотным капиталом как инструмент антикризисной политики российских предприятий пищевой промышленности
Финансовый кризис 2008-2009 годов увеличил стоимость заемного капитала. Это вынудило предприятия искать альтернативные пути финансирования текущих операций, например, сокращение продолжительности финансового цикла через уменьшение сроков погашения дебиторской задолженности, сокращение объемов или срока хранения запасов на складе, увеличение сроков оплаты поставщикам. В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи рентабельности чистой прибыли и показателей деловой активности российских предприятий пищевой промышленности. Учитывая низкую прибыльность российских предприятий пищевой промышленности, а также высокий уровень конкуренции в отрасли, предполагалось, что управление компонентами оборотного капитала могло бы существенно усилить конкурентные позициции в данной отрасли. В ходе исследования были сформулированы четыре гипотезы. Для исследования были отобраны 1065 компаний, находящиеся в российской собственности, возрастом не менее 10 лет и представившие ненулевую отчетность за 2004-2010 года. В результате выяснилось, что проанализированные в исследовании методы управления оборотным капиталом не являются предпочтительным инструментом антикризисной политики для российских предприятий пищевой промышленности. Был сделан вывод, что менеджменту российских предприятий пищевой промышленности не следует сокращать финансовый цикл, а желательно использовать платные источники финансирования до тех пор пока эффект финансового рычага остается положительным и сроки оплаты, оговоренные в контрактах, соответствуют законодательству Российской Федерации.