• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

«Открытие Пушкина»: пушкинская драматургия в театральной педагогике Мейерхольда 1910-х-1920-х гг

Драматургия А.С. Пушкина в режиссерской деятельности В.Э. Мейерхольда («Каменный гость», «Борис Годунов»). В.Э.Мейерхольд — теоретик драмы и театральный педагог. Статья «Русские драматурги» (1911). Отношение к А.С.Пушкину как к драматургу «условного театра», а к пушкинской традиции как традиции «нелитературного театра». Изучение драматургической техники А.С. Пушкина: Шекспир, связь с древнегреческой трагедией и классической испанской драмой. «Линия Гонзаго – Каратыгина — Пушкина» в петербургских постановках Мейерхольда на сценах Александринского и Мариинского театров. Включение драматургии А.С. Пушкина в театрально-педагогическую работу Студии на Бородинской (1913–1 916). Пушкин и балаган. «Водевилизм» и комические трюки в «Каменном госте», сценический гротеск в «Сценах из рыцарских времен». «Каменный гость» в классе М.Ф. Гнесина в Студии на Бородинской. Лекции Мейерхольда в Курмасцепе (1918–1919). Пушкин — создатель «большого стиля». Практическая работа с учащимися инструкторских курсов Курмасцепа над планировкой 25-ти картин «Бориса Годунова». Итоговая режиссерская работа П. Чичканова «Скупой рыцарь». Брошюра «”Борис Годунов”. А.С. Пушкин. Материалы к постановке» под редакцией Мейерхольда и К.Н. Державина (изд. ТЕО Наркомпроса, 1919) с режиссерскими разработками слушателей Курмасцепа Б. Эрбштейна и П. Чичканова. «Новороссийская тетрадь» Мейерхольда с размышлениями о пушкинской драме. Театральные спектакли и теоретические статьи по драматургии Пушкина ученика Мейерхольда К.Н. Державина (формально-социологическая школа). Пушкинские штудии в ГВЫРМе (ГВЫТМе). Оценка Мейерхольдом пушкинских заметок о драме.