Статья
Антикризисная политика монетарных властей зоны евро
В статье рассматривается денежно-кредитная политика в еврозоне в период с августа 2007 г. до октября 2009 г. Анализ антикризисных действий ЕЦБ позволяет сделать вывод о том, что монетарные власти еврозоны успешно справились с задачей предоставления ликвидности банковскому сектору и снижения напряженности на финансовых рынках, однако не смогли стимулировать кредитование и экономику. С учетом того, что ведущая роль американского центробанка в мировой финансовой системе и его способность оказывать воздействие на финансовые рынки является одним из факторов, формирующих внешние условия для европейской денежно-кредитной политики, определенное внимание уделяется политике ФРС. Кроме того, сравнение целей, принципов и механизмов денежно-кредитной политики в США и еврозоне позволяет определить специфику деятельности ЕЦБ.
Работа посвящена поиску факторов, влияющих на спрос на деньги в России, и анализу стабильности полученной функции спроса на деньги. К анализу спроса на деньги в России применяется метод динамических наименьших квадратов, позволяющий на сравнительно небольших выборках получить оценки, обладающие хорошими статистическими свойствами. Анализ факторов, определяющих изменения темпов инфляции в РФ, показывает, что инфляционные процессы в российской экономике имеют очевидный монетарный характер.
В работе на основе обзора теоретических и эмпирических исследований независимости ЦБ оценивается независимость центральных банков стран – республик бывшего СССР, включая РФ, а также стран Восточной Европы. Проведен анализ на предмет существования связи между независимостью и такими экономическими показателями, как инфляция, экономическая активность, бюджетный дефицит.
Представлен перевод Договора о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе.
Анализируется, какие функции выполняет в экономике такой инструмент денежно-кредитной политики, как учетная ставка (ставка рефинансирования).
Мировой финансовый кризис явился вызовом для большинства стран мира. Последствия его для России во многом предопределились действиями Центрального Банка России. В работе рассмотрены изменения в кредитно-денежной политике Центрального Банка России, произошедшие в ответ на макроэкономическую ситуацию, порожденную кризисом.
Целью работы является сравнение режимов денежно-кредитной политики с точки зрения уязвимости экономики использующих их стран к кризисам. Работа состоит из двух частей. Первая часть содержит обзор литературы, где представлены результаты исследований, рассматривающие подверженность кризисам экономик, применяющих такие режимы денежно-кредитной политики, как таргетирование валютного курса, классическое и модифицированное инфляционное таргетирование. Также приводятся оценки эффективности накопления валютных резервов в качестве инструмента предотвращения или смягчения кризисов. Во второй части работы – эмпирической – описаны методология и результаты сравнения адаптационных способностей экономик, полученные на основе анализа динамики ключевых макроэкономических показателей в докризисный и посткризисный периоды в странах, сгруппированных по режимам денежно-кредитной политики. Кроме того, представлены оценки подверженности экономик кризисам на основе расчета частот наступления кризисов при различных режимах.
The world’s financial crisis made worth an effort to rethink the existing model of global economic governance. One of the striking things among the others – is the insufficient level of global financial regulation. Experts do not share a common view on the functioning of the system. Some of them consider the system of global governance was not ready to react to the new challenges and to sustain the pressure of critical events. Others will defend the system, admitting that only some slight changes into it would make possible to cope with the current problems. The truth, as very often, is probably somewhere in between. The necessity to modify the pattern of functioning of the global financial institutions is clear. The institutions themselves should be made more viable and efficient and their competences to manage different aspects of global economy should be substantially enlarged. How useful could an EU experience be in achieving the new global governance goals?