• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Legal challenges to the management of transboundary watercourses in Central Asia under the conditions of Eurasian Economic Integration

Environmental Earth Sciences. 2017. No. 76. P. 437-1-437-13.
Boklan D., Janusz-Pawletta B.

Мировой опыт показывает, что межгосударственная экономическая интеграция может способствовать более эффективному управлению трансграничными водными ресурсами, а нормы международного права, регулирующие отношения, связанные с режимом водных ресурсов могут способствовать развитию межгосударственного сотрудничества в данной сфере.  Трансграничные водные ресурсы Средней Азии играют важнейшую роль в сотрудничестве государств, на территории которых они расположены, включая государства-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Очевидно, что сегодняшнее состояние управления трансграничными водными ресурсами в Средней Азии требует усовершенствования. Международные договоры, устанавливающие правовой режим водных ресурсов, принятые под эгидой Организации Объединенных Наций не имеют обязательной юридической силы для всех государств-членов ЕАЭС в силу того, что не все государства-члены ЕАЭС участвуют в таких международных договорах. Кроме того, нормы, действующие на региональном уровне, в частности, устанавливающие правовой режим бассейна Аральского моря, требуют совершенствования и более эффективного применения. Управление водными ресурсами Средней Азии, разделяемыми государствами-членами ЕАЭС на двустороннем уровне требует принятия дополнительных норм для преодоления существующих угроз путем межгосударственного сотрудничества. Следовательно, возникает вопрос о том, может ли ЕАЭС послужить новой правовой основой для более эффективного сотрудничества в сфере управления водными ресурсами Средней Азии? Ответ на данный вопрос может быть положительным. Однако сегодняшнее состояние правовой основы для сотрудничества в указанной сфере, требует существенного совершенствования, причем, как с правовой, так и с институциональной точки зрения. Первым условием для формирования такой правовой основы в ЕАЭС является усиление правовых рамок сотрудничества государств ЕАЭС в отношении окружающей среды в целом и в отношении трансграничных водных ресурсов, в частности, для достижения двух основных целей: охрана окружающей среды с одной стороны, и экономическое развитие, с другой стороны. Правовая база ЕАЭС также должна способствовать совершенствованию уже существующего институционального сотрудничества и механизма разрешения споров, возникающих в связи с использованием трансграничных водных ресурсов, разделяемых государствами-членами ЕАЭС.