• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Население и бизнес: дефицит доверия, его причины и последствия

Козырева П. М., Смирнов А. И.

В статье анализируются проблемы, от решения которых во многом зависит повышение доверия между бизнесом и населением как одного из ключевых факторов формирования в стране благоприятной предпринимательской среды. Основное внимание уделяется исследованию проблем, сдерживающих рост доверия населения к малому и среднему бизнесу, который рассматривается в качестве главного средства, способного обеспечить экономический рост в условиях исчерпанности экспортно-сырьевой модели экономического развития. Анализ опирается на данные “Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ (RLMS-HSE)”. Исследование показало, что, несмотря на заметные позитивные сдвиги, отмеченные в последнее десятилетие, уровень доверия населения к частным предприятиям остается довольно низким, а их сотрудники меньше доверяют своему руководству, чем занятые в госсекторе. Дефицит доверия становится одной из причин низкой предпринимательской активности россиян, сохранения социальной напряженности в обществе, неприязненных отношений между бедными и богатыми. Экономический кризис, оказывая негативное влияние на повседневную жизнь граждан, их настроения, представления и установки, усугубляет ситуацию и создает дополнительные барьеры, препятствующие укреплению доверия между бизнесом и населением. Неудовлетворенность ходом реформ, озабоченность проблемами социального неравенства, своим бедственным положением обусловливают сохранение ориентации граждан на обеспечение ведущей роли государства в осуществлении социально-ориентированной экономической политики. В то же время государству не удается безболезненно для всех участников взаимодействия согласовывать интересы населения и бизнеса. Развитию бизнеса мешают отсутствие эффективных механизмов поддержки предпринимательства со стороны государства, частые изменения условий хозяйственной деятельности, ограниченность всевозможных ресурсов. Ощущая сильнейшее давление со стороны чиновников, правоохранителей, коррупционеров, бизнес старается отгородиться от общества. Одним из эффективных, но непопулярных пока в России путей укрепления доверия между населением и бизнесом выступает развитие социального предпринимательства. Наращивая усилия по улучшению предпринимательского климата, важно не забывать о необходимости обеспечения сбалансированного сочетания рынка и государства, совершенствовании механизма государственного управления экономикой.