• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Механизмы принятия решений в университете

Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 2. С. 132-151.

Способ делегирования права принятия решения в университете существенно влияет на результаты его деятельности. Университеты демонстрируют многообразие способов делегирования даже в ситуации отсутствия внешних шоков, при этом их важным отличием от коммерческих фирм является участие в принятии решений рядовых сотрудников, а также высокая роль коллегиальных органов. Цель настоящей статьи — выяснение наиболее приемлемого для университета механизма принятия решений по вопросам, связанным с академической деятельностью, где нет четких критериев эффективности, высок уровень асимметрии информации и где именно профессорско-преподавательский коллектив обладает нужными знаниями. В статье рассмотрено несколько способов делегирования принятия решений: совместное управление, единоличное управление без ротации, единоличное управление с ротацией и управление посредством комитета. При этом рассматривается ситуация как однократного, так и многократного принятия решений. В работе получено дополнительное теоретическое обоснование привлечения как можно большего числа преподавателей к управлению в университетах. Если учредитель не может оценить предпочтения преподавателей и вследствие этого не может делегировать права конкретному преподавателю, то совместное управление приведет к лучшим результатам по сравнению с другими способами управления. В этом случае интересы всех преподавателей будут учтены, и потому угроза морального риска снизится. Если нет возможности делегировать право принятия решения всему коллективу, то наилучшим выходом будет делегирование права комитету. Единоличное управление как с ротацией, так и без ротации приводит к наихудшим результатам. Результаты данного исследования также могут быть распространены и на другие профессиональные организации, где экспертные знания сотрудников имеют большое значение.