• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Хип-хоп: культура молодежной контрреволюции

В центре внимания статьи — хип-хоп как движение популярной культуры. Автор решает две главные задачи. Первая — обзорная и дискурсивно- аналитическая: показать основные тропы и общие места, с помощью которых исследователи и критики популярной культуры конструируют единство своего аналитического нар- ратива и предмета. Утверждается, что достигнутое дискурсивное един- ство (единство концептов, предмета или тем) не позволяет исследова- телям схватить данное движение в популярной культуре в его мно- гообразии и гетерогенности. Кроме того, академические исследова- тели и критики хип-хоп культуры оказались в ловушке представле- ний о фундаментальности разли- чия мейнстрима и андеграунда. Ему довлеет сложившийся в после- военные десятилетия нарратив о субкультуре, которая вырастает в культурное движение, заряжен- ное прогрессивно-освободительным потенциалом. 

Вторая задача статьи — прагмати- ческая: показать, чем в актуальной политической ситуации может быть интересен хип-хоп. Решение этой задачи позволило сформули- ровать следующие тезисы: 1) цен- ностный, стилистический эклектизм мейнстрима и андеграунда делает бесполезным само это различение; 2) культура хип-хопа с его аурой местного, или районного, пред- ставляет собой одно из проявлений антимодернизма; 3) маскулинность хип-хопа, его пафос расовой иден- тичности и романтизация бан- дитизма являются проявлениями консервативной реакции молодежи на скорость перемен; 4) протест- ная культура хип-хопа радикальным образом отличается от молодеж- ных протестов против капитализма и бюрократии 1960–1970-х годов с пафосом равенства полов и рас, с проповедью любви и ненасилия.