• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Поле битвы: свобода воли

Логос. 2016. Т. 26. № 5. С. 19-58.

В статье описывается актуальное состояние дебатов по проблеме свободы воли в современной философии, а также рассматриваются метафизические основания данной дискуссии. В первой части работы дается критический обзор наиболее влиятельных позиций: компатибилизма, либертарианства и жесткого инкомпатибилизма. При рассмотрении компатибилизма автором очерчиваются границы применимости гипотетического анализа Дж. Мура. Далее обсуждаются проблемы психологического компатибилизма, отождествляющего свободу с определенным устройством психики агента. Затем автором кратко фиксируются основные проблемы традиционного агент-каузального либертарианства: трудность включения субстанции агента в натуралистическую онтологию и проблема связи субстанций в рамках картезианского дуализма. Затем формулируется новизна либертарианской теории изначальной ответственности Р. Кейна, а также указываются её центральные проблемы: растворение действительности агента в метафизике индетерминистически связанных событий и проблема удачи. Жесткий инкомпатибилизм критикуется в отношении методических оснований своей позитивной программы: анализа социальных последствий отказа от веры в свободу воли.  

            Во второй части работы проводится анализ теоретических предпосылок современных дебатов о проблеме свободы воли. Во-первых, автор рассматривает основания доктрины каузального детерминизма в рамках «объективистской» и «субъективистской» стратегий её защиты. В отношении объективистской стратегии указывается на отсутствие убедительных естественнонаучных оснований для принятия доктрины каузального детерминизма, а также на метафизические трудности, связанные с онтологизацией причинности. Кроме того, проводится анализ аргументов против свободы воли со стороны экспериментальных исследований мозга и демонстрируется их неудовлетворительность. Относительно субъективистской стратегии обоснования детерминизма указывается несовместимость каузального детерминизма с практическим мышлением. Для иллюстрации несовместимости приводятся парадокс предсказания и картезианская очевидность выбора. Для прояснения интуиций, мотивирующих либертарианский проект свободы воли, предлагается рассмотреть нестандартные варианты либертарианских теорий: «жесткое либертарианство свободы», которое устраняет связь свободы и ответственности, а также «аскетическое либертарианство свободы», которое противопоставляет свободу и ответственность.