Статья
The politics of federal transfers in Putin’s Russia: regional competition, lobbying, and federal priorities
Most studies of intergovernmental financial flows in the Russian Federation focus on the federal center’s decision-making in determining the direction of these flows. Anecdotal evidence, however, suggests that regional governments employ a variety of tools and strategies to compete over federal transfers. This study uses data on federal transfers during 2002–2012 to examine the factors associated with the politically sensitive share of such transfers occurring in this period. The key findings highlight the importance of administrative capacity and the value of attracting attention from, as well as cultivating relations with, federal officials for shaping decision-making on the distribution of federal transfers. We discuss some specific strategies used by more successful regional governments in attracting additional federal funds.
В статье обсуждаются цели и задачи корпоративного управления государственными предприятиями (ГП) в России, а также обсуждается международный опыт в области эффективности ГП по сравнению с частными компаниями. Описываются недавние тенденции в политике и управлении государственной собственностью. Проблемы корпоративного управления в России описаны с точки зрения агентских отношений, приведены данные опросов, характеризующие корпоративное управление и прозрачность российских ГП. Особенное внимание уделено анализу правовой формы государственной корпорации. В разделе, посвященном влиянию государственной собственности на эффективность, приводится обзор ключевых работ по этому направлению.
В статье приводятся результаты предварительного прогнозирования социально-экономических последствий создания таможенного союза с участием Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан посредством компьютерной экономико-математической модели общего равновесия Global trade analysis project (GTAP).
В данной статье дается критический анализ некоторых существующих типичных вариантов применения экспертных оценок для выяснения эффективности и результативности работы лоббистов и GR- специалистов в современной России.
В учебном пособии охарактеризованы различные подходы к изучению советской и постсоветской истории, открывающие широкие возможности для типологии и моделирования альтернативных сценариев развития в рамках россиеведения.
Сборник материалов постоянно действующего семинара посвящен теме «Практика, проблемы и перспективы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь и Российской Федерации». Главной целью принявших в нем участия депутатов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, представителей Постоянного Комитета Союзного государства, национальных органов государственного управления Беларуси и России, руководителей государственных природоохранных объектов, ведущих ученых и специалистов в области охраны окружающей среды стал анализ состояния и перспектив развития особо охраняемых территорий Республики Беларусь и Российской Федерации, организации научных исследований, хозяйственной деятельности, экологического просвещения и туризма в национальных заповедниках и парках Союзного государства. В докладах, прозвучавших на пленарном заседании, было отмечено, что особо охраняемые природные территории играют исключительно важную роль в деле сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы и реализации идей устойчивого развития. Поэтому сохранение и восстановление природных систем должно стать одним из приоритетных направлений деятельности наших государств и общества.
The role of universities has undergone dramatic changes. Universities no longer only host knowledge, but are now required to develop it further and to contribute to economic growth and support for e.g. companies to strengthen their competitiveness. This is of particular importance for the Russian Federation, where the last 20 years saw the dismantlement of the innovation system of the Soviet Union and ever since has been struggling to close the gap to the innovation-driven economies of Western Europe. When the Russian Federation shifted towards a market economy in the 1990s, economists, sociologists, political scientists and/or management staff educated in modern principles of management were in short supply. To alleviate the situation, the State University - the Higher School of Economics - was founded November 27, 1992 by the Russian Federation Government Decree No 736 to educate future leading professionals in the field of economics and social sciences. Currently HSE is the largest research-led institutions in the field of social and economic sciences in Eastern Europe. Spread over Four Russian cities - Moscow, St. Petersburg, Nizhny Novgorod and Perm. Of particular interest is the Innovation Infrastructure Development Program which puts great emphasize on commercialization of research results and entrepreneurial thinking.
Intergovernmental Reforms in the Russian Federation: One Step Forward, Two Steps Back? is a critical analysis of Russia’s intergovernmental reform program which began in the early 1990s. It assesses the effects of a broad range of reforms adopted over two tumultuous decades during which the Russian Federation experienced significant, and at times drastic, political regime changes, coupled with a similarly turbulent economic growth trajectory. This environment reshaped intergovernmental relations, requiring certain fiscal responsibilities to be delegated to the subnational levels. These reforms, however, were not always accompanied by the kinds of administrative and political structures required to support a truly devolved system of intergovernmental fiscal relations. As this study indicates, in recent years there has been a tendency to recentralize some powers that had been granted to subnational governments under earlier reforms—a trend that may call into question the future of fiscal decentralization in the federation. Moreover, the current global economic downturn has had a significant effect on Russia’ economic growth, largely because of the country’s overdependence on oil, gas, and mineral exports. It is likely that in the present economic climate the political regime will be inclined to further limit subnational autonomy.
В статье рассматриваются процессы построения информационного общества и информационной безопасности в СНГ в соответствии с современными условиями. Основная цель заключается в анализе действующих механизмов по формированию единого информационного пространства в Евразийском регионе, понимаемого как один из необходимых аспектов международной интеграции. Теоретическая значимость работы состоит в определении основных элементов управления региональной информационной инфраструктурой, совершенствующихся благодаря развитию коммуникационных возможностей в условиях ускоренного технологического процесса. Практическая составляющая состоит в определении перспективных направлений политики государств рассматриваемого региона в области построения информационного общества. В исследовании авторами используется историко-описательный подход и фактологическое анализ событий имеющих отношения к вычерчиванию контуров современного глобального информационного общества в региональном преломлении.
К основным результатам можно отнести то, что развитие информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов ведет к усилению угрозы дестабилизации социально-политической обстановки ввиду появления множества центров, генерирующих идейно-психологический фон. Ведение целенаправленной информационной политики не может мыслиться без коллективного участия государств, в первую очередь, входящих в группу лидеров интеграции – России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время только вырабатываются комплексные подходы к обеспечению безопасности в информационной сфере в Евразийском регионе, однако события, происходящие в мире во многом благодаря современным технологиям, заставляют искать стратегию выхода с гораздо более высокой скоростью.
Статья вносит определенный вклад в науку о международных отношениях, вступая в область междисциплинарного осмысления, связанного с переходным периодом в развитии общества. Изучение современных условий в их соотнесении с действующими социально-политическими закономерностями приводит авторов к выводам о необходимости сотрудничества с сетевыми центрами силы в современном информационном пространстве; формированием альтернативных моделей сетевого взаимодействия, особенно в инновационных и научно-технических направлениях информационной политики, а также расширения интеграционного поля в рассматриваемом регионе на информационную составляющую.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
Специальная публикация к саммиту БРИКС в Дели представляет собой сборник статей представителей органов власти стран БРИКС, международных организаций, бизнеса и ведущих исследователей.
В число российских авторов вошли Министр иностранных дел России Сергей Лавров, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков, председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, советник Президента РФ Александр Бедрицкий, посол по особым поручениям МИД РФ Вадим Луков и представители российского академического сообщества.
В сборнике рассматриваются актуальные вопросы глобальной повестки дня, приоритеты БРИКС и Индийского председательства, конкурентные преимущества и позиции стран-участниц, а также вопросы институционализации БРИКС, повышения эффективности этого форума и его развития подотчётности. Исследовательская группа БРИКС является совместной инициативой Высшей школы экономики и Университета Торонто.
Если русский национализм не одержал победу в начале прошлого века, тем более не победит сейчас. Тогда он имел неизмеримо лучшие возможности для выдвижения на лидирующие позиции.
Исследуется феномен авторитарности, широко распространенной в массовом сознании россиян. Изложен новый подход к рассмотрению авторитарного синдрома как последствия культурной травмы в результате политической и социокультурной трансформации общества. Представлена динамика симптомов авторитарности, которые проявляются в массовом сознании россиян с 1993 по 2011 г. Предложен пакет мер, направленный на снижение уровня авторитарности в российском обществе.
Рассматривается пространственная теоретико-игровая модель предвыборной конкуренции, в которой два кандидата, помимо выбора политических программ, могут тратить средства на увеличение собственной популярности. Показано, что при определенных условиях политические программы кандидатов будут разными. Исследуется, как предпочтения избирателей и электоральная система влияют на политические программы кандидатов и расходы на предвыборную кампанию. Показано, что при достаточно однородных предпочтениях электората равновесия не существует.
В ежегоднике представлены основные тенденции, процессы и наиболее значимые события во взаимоотношениях стран Центра, Периферии и Полупериферии, включая позиции и интересы России в этом взаимодействии. Особое внимание уделено последствиям мирового кризиса (долговой кризис в Европе), перипетиям «арабской весны», российско-американским отношениям, роли социальных сетей в современном мире и др.
Статья посвящена проблемам применения обязательных требований к хозяйственной деятельности в России. В начале статьи анализируется природа обязательных требований и рассматривается их соотношение с требованиями нормативных правовых актов и нормами права в целом. Резюмируются подходы к определению понятия «обязательные требования» в науке административного права и примеры его законодательного употребления. Автор приходит к выводу, что в настоящее время обязательные требования к хозяйственной деятельности не всегда обличены в форму нормативных правовых актов, их понятие размыто и не формализовано в законодательстве, что приводит к существенным проблемам их применения на практике. Нечеткость понятия обязательных требований, особенно в части технических норм и правил, приводит к расширительному толкованию предмета государственного контроля (надзора), в рамках которого соблюдение таких требований проверяется.
Вторая часть статьи посвящена анализу конкретных проблем правоприменительной практики, среди которых выделяются проблемы недоступности обязательных требований, их противоречивости и устаревания. Указывается, что массив обязательных требований часто не отвечает современному уровню развития науки и техники.
В третьей части статьи описывается авторский подход к решению проблем применения обязательных требований. В качестве ключевого предложения предлагается создание Единого межведомственного портала по раскрытию сведений об обязательных требованиях. Также предлагается регламентировать разработку и принятие новых обязательных требований технического характера через утверждение положений об отраслевых системах нормирования. Кроме того, предложено установить мораторий на применение обязательных требований, принятых органами и организациями СССР и РСФСР, и ввести предельный, пятнадцатилетний срок действия обязательных требований в сфере технического регулирования и в отраслевых системах нормирования.
В сборнике представлены три из шести докладов российских ученых, подготовленных к обсуждению на «круглом столе» по проблемам модернизации, проведенном 18 февраля 2009 г. в Москве. Авторы докладов рассматривают комплексную модернизацию России как одно из важнейших условий поступательного развития страны в XXI веке, акцентируют внимание на значимости зарубежного опыта для определения стратегических направлений развития страны, оценивают перспективы модернизации отдельных отраслей отечественной экономики.