Статья
О семантической триаде как основании теории значения
Статья посвящена сложившимся в научном обиходе моделям значения. Какой бы ни была предлагаемая модель, основанием значения слова служит восходящая к Аристотелю триада слово – понятие – вещь, а точнее сфокусированное в интересах анализа отношение. В отношении к вещи значение анализируемого именного выражения сводится к обозначению; в отношении к понятию ‒ к объективированным в научной практике специально-научным знаниям или не всегда достоверным мнениям и представлениям. Так анализ значения сопрягается попеременно с истиной и референцией, таксономическими или обыденными знаниями, схемами повседневного опыта, ментальными репрезентациями, прототипами, социальными стереотипами, субъективными переживаниями и т. д. При этом наиболее адекватной моделью может быть признана с очевидностью лишь такая модель, в которой учитываются по возможности все или почти все виды значения.
В статье исследуется известный с античных времен пример о постепенно перестраивающемся корабле Тесея, как содержащий аргумент против теории прямой референции. Проводя различие между объектом прямой референции и принципами его индивидуации, автор пытается защитить теорию прямой референции от критики, содержащейся в упомянутом аргументе. Исследование осуществляется на материале работ Х. Чендлера, Л. Линского, С. Крипке, Н. Сэлмона и др.
В сборнике представлены тексты научных докладов участников симпозиума «Вторые Давыдовские чтения», посвященного проблеме концептуализации и соотношения обыденного и научного знания об обществе в социологической теории, начиная с классического периода и заканчивая современностью. В симпозиуме приняли участие российские и зарубежные специалисты в области истории социологии, когнитивной социологии и социологии науки.
Для социологов, студентов и аспирантов социологических специальностей, а также для всех, кто интересуется историей и современным состоянием теоретической социологии и социологии знания.
Как осуществляется языковая коммуникация? Ведь каждый из участников коммуникации исходит из субъективного восприятия объективной реальности, но для того, чтобы обмениваться информацией об этой реальности, необходима координация восприятия. Каждый человек обладает личным опытом, который основывается на индивидуальных впечатлениях и ассоциациях. Между тем коммуникация предполагает наличие общего опыта и возможность координации субъективного восприятия: предполагается, что мы разделяем общий опыт.
Как это возможно? Как я могу быть уверен, например, что мой собеседник так же понимает слова, как понимаю их я? Как мы можем соотносить наше понимание? Очевидно, что необходимым условием коммуникации является соглашение между коммуникантами. Каким же образом достигается это соглашение между говорящими на том или ином языке? С чего начинается координация индивидуального опыта (опыта разных людей)?
В книге рассматриваются эти и смежные вопросы. Особое внимание уделяется роли дейксиса в процессе коммуникации и механизмам языкового понимания.
В статье описывается методика исследования неглагольных средств выражения предшествования в функции актантов и предиката.
Антропология профессий – это особая исследовательская перспектива, ориентирующаяся на качественные методы и сравнение, теоретическую оптику понимающей социологии, социальную критику и неоинституциализм. Основой книги стали статьи, написанные по материалам докладов, представленных на международном симпозиуме «Профессии и профессиональные организации в современном обществе: новые подходы к исследованиям», который прошел в Высшей школе экономики в Москве 5-8 апреля 2010 года при поддержке Центра франкороссийских исследований, фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Авторы обсуждают проблематику власти и знания, идентичности и идеологии, коллективного контроля, рассматривают влияние глобальных процессов на переопределение профессионализма. Издание продолжает серию книг по антропологии профессий и адресовано социологам и социальным антропологам, историкам и философам, исследователям культуры и управления, – всем тем, кого интересуют вопросы производства знания, труда и работы, определения профессионализма, особенности жизненного мира и социального статуса разнообразных видов занятий.
В статье рассматриваются два интернет-ресурса, использование которых может помочь как студенту в освоении иностранного языка, так и преподавателю в обучении: база данных сочетаемости (конкордансер) и программа «Vocabgrabber» (работа с лексическим наполнением текста).
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами развития современного информационного пространства.
Словарь–справочник содержит более 150 терминов и понятий, а также описание методов и средств разработки, применяемых в информационном поиске.
Может использоваться в качестве справочника по терминологии, существующим прикладным системам и средствам обработки текстовой и фактографической информации.
Для специалистов, занимающихся разработкой технологических решений и программных продуктов в области информационного поиска и извлечения фактографических данных из текстовой информации, а также в области семантического Веба.
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными аспектами современных коммуникационных процессов.
Статья посвящена анализу критических очерков, статей и эссе итальянских писталей, литературных критиков и литературоведов (А. Моравии, И. Кальвино, Ф. Фортини, К. Кассола, К. Салинари), опубликованных в 50-ых гг. XX века в Италии (собранных в сборник ""Доктор Живаго", Италия, 1958", М.: Река времен, 2012 г.) - как реакция на публикацию в Италии романа Нобелевского лауреата по литературе - Бориса Пастернака - "Доктора Живаго".
В сборнике представлены работы, выполненные в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 – 2013 годы. Раскрывается широкий спектр проблем, связанных с различными этическими вопросами организационной, профессиональной и межличностной коммуникации.
В статье описываются закономерности реализации эмоциональных высказываний в диалогической и монологической речи. Основное внимание автора обращено на характерные признаки речи говорящего, находящегося в состоянии эмоционального напряжения, и на композиционно-прагматические особенности диалогического и монологического текста.
Недостаточное количество учебных часов и ограниченное владение вторым иностранным языком не способствуют полноценному профессионально ориентированному обучению. Приходится использовать лишь некоторые компоненты профессионального обучения: чтение и реферирование текстов по специальности, поиск профессиональной информации в различных её источниках, ведение личной и деловой переписки. Важный компонент профессиональной деятельности – умение анализировать информацию, представленную в графике, таблице или диаграмме. Необходимость диктуется тем, что данный вид деятельности является частью экзамена, для получения сертификата Test DaF, дающего право на обучение или работу в Германии.
Анализ современного общества, пронизанного медиа, ведется с позиций этнометодологического подхода и представляет собой попытку ответа на кардинальный вопрос: что представляют собой наблюдаемые упорядоченности событий, транслируемых массовыми посредниками. Исследование ритуалов идет по двум основным направлениям: во-первых, в организационно-производственной системе медиа, ориентированной на постоянное воспроизводство, в основе которого лежит трансмиссионная модель и различение информация/неинформация и, во-вторых, в анализе восприятия этих сообщений аудиторией, представляющей собой реализацию ритуальной, или экспрессивной, модели, результатом которой является разделенный опыт. Это и означает ритуальный характер современных медиа.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010-2012 гг.
Представлены результаты кросскультурного исследования взаимосвязи социального капитала и экономических представлений у русских (N=150) и китайцев (N=105). Выявлены различия в социальном капитале и экономических представлениях русских и китайцев. В обеих группах социальный капитал позитивно взаимосвязан с «продуктивными» экономическими представлениями и большинство взаимосвязей схожи по своей логике, однако существуют и культурная специфика.
Человечество переживает смену культурно-исторических эпох, что связано с превращением сетевых медиа в ведущее средство коммуникации. Следствием «дигитального раскола» оказываются изменения в социальных разделениях: наряду с традиционным «имущие и неимущие» возникает противостояние «онлайновые (подключенные) versus офлайновые (неподключенные)». В этих условиях теряют значение традиционные межпоколенческие различия, решающим оказывается принадлежность к той или иной информационной культуре, на основе которой формируются медиапоколения. В работе анализируются многообразные последствия осетевления: когнитивные, возникающие при использования «умных» вещей с дружественным интерфейсом, психологические, порождающие сетевой индивидуализм и нарастающую приватизацию общения, социальные, воплощающие «парадокс пустой публичной сферы». Показана роль компьютерных игр как «заместителей» традиционной социализации и образования, рассматриваются превратности знания, теряющего свое значение. В условиях избытка информации самым дефицитным на сегодня человеческим ресурсом оказывается человеческое внимание. Поэтому новые принципы ведения бизнеса можно определить как менеджмент внимания.
В данной научной работе использованы результаты, полученные в ходе выполнения проекта № 10-01-0009 «Медиаритуалы», реализованного в рамках Программы «Научный фонд НИУ ВШЭ» в 2010–2012 гг.