• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Лелея семена сообществ Рецензия на книгу: Забаев И.В., Мелкумян Е.Б., Орешина Д.А. и др. (ред.) (2015) Невидимая Церковь. Социальные эффекты приходской общины в российском православии. М.: ПСТГУ.

В 2015 году в издательстве Православного Свято-Тихоновского гуманитурного университета опубликован сборник статей под заголовком «Невидимая церковь. Социальные эффекты приходской общины в российском православии». В рецензии книга освещается с позиции заинтересованного читателя, чьи исследовательские интересы при этом лежат за пределами социологии религии. Автором рецензии последовательно рассматриваются статьи каждого из разделов сборника, артикулируются исследовательские вопросы, возникающие по прочтению. Первый раздел сборника – ««Община. Социальные сети. Социальный капитал»» – оценивает потенциал церковных приходов с точки зрения их способности стать основной для формирования в России сильных социальных сообществ, члены которых были бы связаны органической солидарностью, включены в действенные социальные сети взаимной поддержки. Демонстрируется, что потенциал этот весьма заметен и поддерживается в первую очередь тем, что доверие к Церкви – важный фактор подключения к приходскому сообществу невоцерквленных граждан из социальной сети прихожан через организуемую внебогослужебную социальную деятельность. Второй раздел сборника направлен на анализ влияния религиозности акторов на содержание их деятельности в различных областях социальной жизни в России. На основе эмпирических данных показано, что религиозный фактор действительно способствует удержанию субстантивной логики функционирования в различных социальных сферах – в образовании, в области различных видов социальной работы – и при этом оказывается одним из немногих лекарств, применимых для профилактики формализации, бюрократизации и маркетизации в социально значимых сферах. В третьем разделе сборника простраивается предположение о способности Церкви ослаблять напряжение, идущее рука об руку с высокой ответственностью, перед лицом которой оказывается современный человек в любой ситуации, когда необходимо принять решение по фундаментальным вопросам, как, например, рождение ребенка. Подобная «фасилитирующая» функция церкви берет начало с одной стороны в том, что в восприятии россиян Церковь мыслится главным образом, как место встречи с Богом, которому можно атрибутировать часть своей ответственности («как Бог даст»), а с другой, – в том, что обретающие опыт благодати индивиды способны выступать вдохновляющим примером для смелого поведения тех, для кого они являются значимыми другими. Отдельное внимание в рецензии уделяется методологии представленных исследований, а точнее тем аналитическим прорывам, которых авторам удается добиться за счет выдерживания строгих требований к выполнению социологического исследования с помощью обоснованной теории. Основной же тезис рецензии сводится к идее о том, что несмотря на то, что в сборнике концентрируется целый ряд значимых эмпирических результатов, проливающих свет на механизмы, которые позволили бы «Российской Православной Церкви и российскому обществу объединиться в решении общих проблем», основная ценность данной публикации диктуется ее вкладом в развитие современной социологической теории, для которой понятие Бога становится аналитической категорией, помогающей вскрыть ценностно-рациональные основы функционирования современного общества (не обязательно российского), о которых в последние годы так часто забывают социологи.