?
Mendosa methodica: египетские врачи как наследники методистов в сочинениях Просперо Альпини
В статье рассматриваются концепции, изложенные в двух важнейших сочинениях итальянского врача, путешественника и специалиста по истории медицины и естественной истории Просперо Альпини (1553 – 1616): «О медицине египтян» (De medicina Aegyptiorum, 1591) и «О методической медицине» (De medicina methodica, 1611). Гуманистическая эрудиция Альпини в области античной литературы и его профессиональный интерес к истории медицины позволяют ему, с одной стороны, произвести реконструкцию учения одной из школ древнеримской медицины — школы методистов, о которой до его дней дошли лишь самые скудные сведения; а с другой, систематически представить многочисленные сведения о врачебном искусстве современного ему Египта — результаты длительных наблюдений во время его путешествия в эту страну. Исследования египетской медицины позволяют Альпини заключить, что эта версия врачебного искусства восходит к древнеримской школе методистов, а вся ее история представляет собой постепенное забвение собственных оснований и вырождение в набор чисто практических навыков, организованных в систему при помощи одного лишь положения — contraria contrariis curari (противоположности излечивают друг друга), тоже производного от основного положения «секты» методистов. Альпини указывает политические причины деградации медицинской науки и врачебного искусства, равно как и других свободных наук и искусств, в Египте: сначала захват власти в стране воинственными и невежественными мамелюкскими правителями, а затем длительное турецкое владычество. В условиях тирании разрушаются научные институции и развращаются нравы подданных. Авторитет врача, как и любого ученого (кроме специалиста в области исламского права) падает, и исчезает спрос на серьезное, основанное на правилах науки лечение: современные Альпини турки предпочитают ему простое устранение симптомов болезней, не обременяющее пациентов многочисленными запретами и тяжелыми процедурами. Альпини усматривает в таком подходе рудименты доктрины методистов, из которой устранены ее философские основания, так как у египтян не было ни возможности, ни потребности их реципировать. Таким образом, историко-географическое сочинение Альпини может быть рассмотрено в контексте контрреформационной политической литературы, общим местом в которой было утверждение о неспособности мусульманских народов к полноценной политической жизни и созданию respublica.