• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статья

Директор российской школы: между «вчера» и «завтра»

Народное образование. 2015. № 7. С. 85-97.

В настоящей статье обсуждается лидерский потенциал и управленческие практики современного директора школы. Согласно результатам исследований, проведенных Центром развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, руководители российских школ обладают высоким потенциалом к тому, чтобы совмещать несколько позиций, которых от них требуют внешние условия и внедряемые в системе реформы: быть педагогическими лидерами своих коллективов, выращивая эффективные управленческие команды внутри школы, отвечать за реализацию образовательного процесса и его результативность, осуществлять эффективное управление школой в терминах стратегического планирования. Однако большинство зарубежных и российских исследований фиксируют обратную ситуацию: современный российский директор не является лидером и самостоятельным и инициативным деятелем, а скорее выступает в роли «авторитарного хозяйственника», являющегося исполнителем спускаемых «сверху» поручений.

В статье авторы ставят своей целью продемонстрировать текущие управленческие и лидерские практики директоров российских школ, а также разобраться в причинах их авторитарности, среди которых можно выделить архаичность системы повышения квалификации управленческих кадров в образовании, «историческая память» директоров, большинство из которых вышли из советской системы образования, а также противоречие между требованиями и декларируемыми принципами современных реформ.